Говори благое или молчи. «Говори благое или молчи!». достоверных хадисов в доказательство

Моральные установки и ценности современной молодёжи (и не только) во многом таковы, что позволяют цинично обсуждать амурные дела с той, которую любят или на которой уже женились. Такие низкие поступки никак не согласуются с требованиями нашей религии, которая обязывает беречь тайны друг друга и вообще не передавать чьи-то слова, сплетни, не обсуждать с третьими лицами наши частные моменты. Не зря известный французский писатель Андре Моруа писал: «Это неповторимое чувство, возможное лишь «между двумя абонентами», как выражаются телефонисты, – удел только двоих».

статья опубликована в номере: 19 (536) / от 01 октября 2017 (Мухаррам 1439)

«Нет веры у того, кто не соблюдает доверенное»

Иной муж, только вступивший в пору супружества, рассказывает другу о своих личных взаимоотношениях с супругой, а тот по цепочке передаёт секреты молодой четы своей жене, а та - своим подругам. Вот и получается: по аманату всему джамаату. Некоторых не останавливает даже то, что местом задушевных бесед становится, представьте себе, общественный транспорт. Два друга или две подруги без смущения и неловкости ведут самые откровенные разговоры в маршрутном такси или поезде, а пассажиры вынуждены слушать подробности личной жизни чужих людей. Как говорится, не передавай своей тайны другу, у него тоже есть друг.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, одним из худших людей по своему положению в День Воскрешения будет человек, который имел близость со своей женщиной, и она - с ним, а затем рассказывал о тайнах своей супруги (своего супруга)». Определённые частные моменты бывают не только между супругами. То же самое можно сказать о подругах, которые в приватной беседе обсуждают, к примеру, какие-то свои женские болезни, гигиенические процедуры, делятся личными планами и переживаниями, а потом как ни в чём не бывало пересказывают всё это своим мужьям. Ей-то он муж, а вот той её подруге - совершенно посторонний мужчина.

И получается так, что этот чужой человек, по сути, шпионит и подглядывает за личной жизнью и внутренним миром чужой жены, матери или сестры. Разве это не подло? Ведь душу не раскрывают кому попало: только тому, кому действительно доверяют. Но это доверие часто оказывается односторонним, незаслуженным. Имам Али сказал: «Самое отвратительное вероломство - это разглашение тайны». Особенно теперь, когда общение почти целиком перекочевало во всевозможные мессенджеры и чаты, появилась масса возможностей следить, подсматривать и, что ещё хуже, распространять информацию о чужой частной жизни, действуя по принципу: чужой порок - на площадь, а свой - в речку.

На каких-то женских форумах и в группах девушки обсуждают практически любые темы: от выбора платья до глубоко личных проблем. Но по ту сторону экрана иногда оказывается не лучшая подруга, а её любимый супруг с телефоном жены в руке. Да, у жены не должно быть от мужа секретов, но получается, что секреты её подруги подлым образом становятся известны третьим лицам. А когда этот муж в очередной раз увидит подругу своей жены или даже вспомнит о ней, каковы будут его мысли? Он просто будет глядеть в её душу, разглядывать её проблему, будет ухмыляться и забавляться, думая о ней, а она об этом и не догадается.

В хадисе сказано: «Кто бы ни подслушивал людей, в то время как они этого не хотят, тому в День Суда в уши нальют расплавленный свинец» (аль-Бухари). Ситуация может быть и прямо противоположной: жена выкладывает любимой подружке всю подноготную о своём муже. А в хадисе сказано: «Женщина, которая раскроет секрет мужа, будет разоблачена перед всем народом в Судный День, а также Аллах ﷻ разоблачит её в этом мире»

«Остерегайтесь сплетен, ибо в этом кроются три беды: молитвы сплетника останутся без ответа, его благие дела не будут приняты, а его плохие дела будут приумножены»

Горе той женщине, которая разглашает секреты мужа. Но и горе тому мужу, который не останавливает свою жену, когда она пересказывает всё услышанное и увиденное о подругах, общих знакомых или родственниках. Слушая сплетни, мы и сами становимся соучастниками греха. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сплетник не войдёт в Рай». Любая сплетня - низость и подлость, даже предательство, нож в спину. И не только с точки зрения религии, но и с общечеловеческой позиции. «В основе каждой сплетни лежит хорошо проверенная безнравственность», - сказал когда-то знаменитый писатель Оскар Уайльд

«Женщина, которая раскроет секрет мужа, будет разоблачена перед всем народом в Судный День, а также Аллах разоблачит её в этом мире»

Доверительные отношения обычно бывают между мужем и женой, между подругами, сёстрами, между мамой и дочкой… но их откровенность должна ограничиваться только своими собственными переживаниями, историями, неудачами или курьёзами. Ни подруга, ни сестра, ни общие знакомые, ни кто-либо другой не должен становиться предметом обсуждения с кем-либо ещё. Всевышний сказал: «Для того чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать дальше всё, что бы он ни услышал» (Муслим).

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда я был вознесён на небо, то прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и я спросил: “Кто они, о Джибриль عليه السلام?” Он сказал: “Это - поедающие мясо людей (то есть злословящие о них) и бесчестящие их”» (Абу Дауд). В хадисе говорится: «Если один человек рассказал что-то другому человеку, а затем обернулся, то это уже аманат». Пророк ﷺ сказал: «Нет веры у того, кто не соблюдает доверенное». А каждое слово, сказанное нам лично, - это аманат, то есть нечто, данное нам на хранение, доверенное нам.

Даже маленькие дети не любят, когда взрослые пересказывают друг другу какие-то их забавные фразы или смешные проделки. И сказал Пророк ﷺ: «Остерегайтесь сплетен, ибо в этом кроются три беды: молитвы сплетника останутся без ответа, его благие дела не будут приняты, а его плохие дела будут приумножены». Аль-Хасан сказал: «Клянусь Аллахом ﷻ, сплетня наносит религии человека больший вред, чем опухоль - телу человека». Наивно полагать, что все вокруг молчуны. Поэтому лучшая привычка - держать язык за зубами. Ведь сказано: «Твоя тайна - твоя пленница, но если ты выдал её - сам стал её пленником».

Говоря о сплетнях, имам аль-Газали пишет: «И если кто-то спросит: “В чём мудрость того, что Аллах ﷻ создал все творения с языком говорящим и неговорящим, но у рыб вообще нет языка?” - то ему ответят: “Аллах ﷻ, когда создал Адама عليه السلام, приказал ангелам совершить перед ним (Адамом) земной поклон, и все они, кроме иблиса, сделали это. За это Аллах ﷻ проклял его, изгнав из Рая, обезобразил и отправил на землю. Он пришёл к морю, и первое, что он увидел, была рыба. Он рассказал ей о сотворении Адама عليه السلام и сказал, что тот охотится за обитателями моря и земли, а рыба донесла весть о создании Адама عليه السلام остальным морским животным, за что Аллах ﷻ лишил её языка”».

Напоследок уместно вспомнить и одну очень хорошую притчу.

Один человек ходил по городу и разносил сплетни о городском мудреце. Потом, осознав свою неправоту, тот человек пошёл к мудрецу и попросил у него прощения, предлагая сделать всё, чтобы загладить свою вину. Тогда мудрец попросил его пойти взять подушку, распороть её и вытряхнуть перья на ветер. Сплетник в недоумении пошёл и сделал всё так, как велел мудрец, а затем вернулся к нему. - Теперь я прощён? - спросил он. - Сначала пойди собери все перья, - ответил мудрец. - Но это же невозможно! Их уже разнёс ветер. -

Возместить сделанное твоими словами так же трудно, как собрать перья, - ответил мудрец. Ясное дело, распороть подушку и вытряхнуть перья гораздо легче, чем собрать их обратно. Так же и наши сплетни и словопотоки - выгоднее просто молчать и не вмешиваться в то, что нас совершенно не касается, чем жестоко поплатиться за это в Судный День. Мораль: говори благое или молчи.

БАРИЯТ МАГОМЕДОВА

Язык твой подобен хищному зверю, если отпустить его на волю, то он тебя растерзает.

В теле человека есть совсем небольшая мышца под названием язык, которая обладает огромной силой и способна приводить человека к успеху или лишать его всего. Люди способны контролировать другими людьми, событиями посредством своего языка. Этот маленький орган является большим для человека испытанием: он либо идет у него на поводу, позволяя каждой мысли перерастать в неконтролируемую речь, либо говорит благое, тем самым, обретая благословения. «Говори благое или молчи», говорил Наш любимый пророк (мир ему).

Одной из прекрасных благословений, которым наделен человек от Всевышнего, является речь – способность выражать свои чувства, желания. Но язык является благословением только тогда, когда он используется во благо, говорит благое, не потворствует запретному. Для человека, чья речь неконтролируема, его же язык является тяжким бременем, которая приведет его к потерям и лишениям в обоих мира. В исламе речи человека уделяется важное место.

Вы будете говорить людям прекрасное (2:83).
Они говорят правду (3:17).
Когда вы произносите слово, будьте справедливы (6:152).
Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» - не кричи на них и обращайся к ним почтительно (17:23).
Говори с ними любезно (17:28).
Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова (17:53).
Избегайте лживых речей (22:30).
Говорите с ним мягко (20:44).
Бойтесь Аллаха и говорите правое слово (33:70).

Бойтесь Аллаха и говорите правое слово .

Будьте точны и однозначны в своих речах, не оставляйте двоякие предложения, которые могли бы быть поняты и истолкованы по-разному.

Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос - это рев осла .

Верующий человек вежлив и мягок по своей натуре, что отражается и в его речи. Посредством мягкости в речах он проявляет смиренность и устанавливает доброжелательные отношения с другими.

Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей .

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Горе тому, кто рассказывает о чем-либо и лжет, чтобы рассмешить этим людей! Горе ему, горе ему!».

Не облекайте истину в ложь и не скрывайте истину, тогда как вы знаете ее .

Они произносят своими устами то, чего нет в их сердцах, но Аллаху лучше знать о том, что они утаивают .

Говорить того, чего нет в сердце является признаком лицемерия. Искренность – черта истинного верующего, и она должна проявляться во всем, также и в речи, намерении и помыслах.

В хадисе сказано: «Истинным (полным) лицемером является тот, кто объединил в себе четыре качества, а тот, кто содержит в себе хотя бы одно из них, тот содержит в себе одно качество лицемерия, пока не избавится от этого качества: это тот, кто предает, когда ему доверяются, и лжет, когда о чем-либо рассказывает, и поступает вероломно, когда заключает договор с кем-либо».

Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника .

Правдивая речь, которая не противоречит справедливости, еще одно качество верующего человека. Человеку не предписано говорить ложь, даже во имя близких людей, так как лишь Аллах дарует ризк и никто не может лишить или даровать нам, кроме Всевышнего.

Не шествуй по земле кичливо .

Аллах не любит гордецов, высокомерие не должно проявляться и в речи человека, проявление смиренности – признак истинной веры. Человек не должен разговаривать так, чтобы другие люди чувствовали свою ущербность и ставить себя выше остальных.

А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: «Нам достанутся наши деяния, а вам - ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд» .

Мусульманин не тратит время на пустые разговоры, которые не приносят пользу ни ему, ни окружающим. Тот, кто говорит, что попало, просто не контролирует связь между своими мыслями и языком. Его слова могут принести ему большой урон, и даже подвергнуть опасности, к тому же, разрушить отношения с окружающими. Чем больше он говорит, тем больше ошибок совершает.

Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ибо дьявол вносит между ними раздор; будете говорить людям прекрасное .

Аллах любит благое и предписал людям говорить благое. Наше сердце должно подражать языку Корана. Наши речи должны быть проникнуты предписаниями ислама, то, что мы говорим, как мы это делаем, должно отражать нашу веру и внутренний мир.

Посланник Аллаха сказал лучшим образом: «Вера раба не установлена прямо, пока не установлено прямо его сердце, и его сердце не установлено прямо, пока не установлен прямо его язык».

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в хадисе, переданном Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, говорит благое или молчит».

В суре «Каф» Священного Корана говорится:

« Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния) . Стоит ему (человеку) произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель » (50:17-18)

Подумайте о том, что ангелы записывают каждое ваше слово !

Исламские ученые говорят: «Сказать слово - легко, но расчет за него будет тяжким» . И это действительно так, ведь Всевышний сказал:

«Скрываете ли вы свои речи или произносите их вслух, прячете ночью или открыто произносите их днем - все вы равны перед Аллахом » (13:10)

Всевышний Аллах наделил людей множеством благ, и одно из величайших благ — это способность говорить. Если мы используем этот дар для поклонения Аллаху, молимся, читаем Священный Коран, салават, призываем к добру и совершаем другие богоугодные дела, мы проявляем благодарность Всевышнему за этот бесценный дар. Если же мы лжем, распространяем сплетни и оскорбляем других людей, мы проявляем неблагодарность и навлекаем на себя гнев Всевышнего.

Истинный мусульманин не сквернословит

20 достоверных хадисов в доказательство:

1. Верующий не порочит, не проклинает, не совершает ничего непристойного и не сквернословит » (ат-Тирмизи).

2. Ияз бин Хаммад, да будет доволен им Аллах, рассказывает: «Однажды, я спросил Пророка, мир ему и благословение: «О, Посланник Аллаха, один человек из моего племени оскорбляет меня. Могу ли я ответить ему тем же самым?». Пророк, мир ему и благословение, ответил: «Оскорбляющие друг друга – это два шайтана, ругающие друг друга ».

3. Сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение: «Рай является запретным для того, кто сквернословит » (Абу Дауд).

4. Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «П оистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные слова » (ат-Тирмизи).

5. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Стыдливость и отказ от губительных слов являются двумя ответвлениями веры, а сквернословие и болтливость являются двумя ответвлениями лицемерия »(Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким).

6. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Убереги свой язык от плохого, этим ты победишь шайтана » (ат-Табарани).

7. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Накорми голодного, напои жаждущего, стремись к добру и избегай зла; а если не можешь, то сдерживай свой язык от всех слов, кроме добрых » (Ибн Аби ад-Дунья).

8. Передают, что один бедуин сказал Посланнику Аллаха, мир ему и благословение: «O Посланник Аллаха, я – человек грубый, дай же мне наставление». В ответ ему Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Бойся Всемогущего и Великого Аллаха; ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (Шариатом), даже если тебе надо будет только вылить воду из своей бадьи в сосуд то­го, кто об этом попросит; ни в коем случае не проявляй высо­комерия, ибо Всеблагой и Всевышний Аллах не любит этого; если кто-нибудь станет бранить и укорять тебя за твои недос­татки, о которых ему известно, не укоряй его за его недостат­ки, известные тебе, и ты получишь за это часть его награды, а он понесет на себе бремя греха; и ни в коем случае не брани никого » (Ахмад).

9. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Злословящий и слушающий – соучастники в грехе » (ат-Табарани).

10. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, также сказал: «У раба не исправляется характер до тех пор, пока не исправится вера, так же, как не исправляется сердце, пока не исправится язык » (ат-Тирмизи).

11. От Айши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «О Айша, поистине, наихудшими людьми перед Аллахом являются те, кого другие покидают из опасения услышать что-нибудь непристойное » (аль-Бухари, Муслим).

12. Имам Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Благородный человек никогда не ругается ».

13. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Стыдливость является одним из ответвлений веры. А вера будет в раю, а бесстыдство от грубости и грубость — в аду » (Ахмад, ат-Тирмизи, ибн-Хиббан).

14. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто не беспокоится о том, что он говорит людям, и что люди говорят ему, - рождён от прелюбодеяния, или же в его зачатии принимал участие шайтан ». В другой версии говорится: «Аллах запретил Рай для всякого мерзкого бессовестного ругателя, которого не заботит ни то, что он говорит о других, ни то, что другие говорят о нем. И если ты посмотришь на него, то обязательно увидишь, что он рожден от прелюбодеяния или что семя его отца смешалось с семенем шайтана» («Аль-Кафи», том 2).

15. О тех, ктосквернословит, не считая, что совершают нечто плохое, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Поистине, некий человек может сказать слово, даже не придав ему никакого значения, но из-за которого он будет сброшен в ад на семьдесят лет » (ат-Тирмизи). Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Поистине, раб может сказать нечто угодное Аллаху Всевышнему, на что сам он и не обратит внимания, но за это Аллах возвысит его на много ступеней, и может раб сказать нечто, вызывающее ярость Аллаха Всевышнего, на что сам он и не обратит внимания, но за это Аллах ввергнет его в ад! »(аль-Бухари).

16. Имам Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Клянусь Аллахом, верующий ничем так не сделает довольным Аллаха, как терпением, и ничем так не разгневает шайтана, как молчанием [в ответ на ругательства], и ничем так не отомстит глупцу, как тем, что не будет обращать на него внимания ».

17. Хасан аль-Басри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кто не придерживает свой язык, не может понимать свою религию ».

18. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Послушайте, я расскажу вам самый простой и легкий вид богослужения — это молчание и хороший нрав » (Ибн Аби-Дунья).

19 . Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорил: «Поистине, язык мумина позади его сердца; когда он хочет что-либо сказать, вначале обдумает. А язык лицемера впереди его сердца; когда желает что-либо сказать, то не обдумывает это сердцем ».

20. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Всевышний покрывает недостатки того, кто сдерживает свой язык, и не наказывает того, кто сдерживает свой гнев, и принимает жалобы того, кто к Нему обращается » (Ибн Аби-Дунья).

Передано со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Вера раба не установлена прямо, пока не установлено прямо его сердце, и его сердце не установлено прямо, пока не установлен прямо его язык» . Посланник Аллаха, мир ему и благословение, назвал очищение сердца условием очищения веры, а очищение языка - условием очищения сердца.

Чтобы очистить сердце, мы должны чаще восхвалять Господа, произносить таухид, читать салават.

Пусть вас вдохновит этот аят Священного Корана:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70-71)

А Всевышний Аллах знает лучше!

Вконтакте

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: " Кто верит в Аллаха и Судный День, пусть говорит благое или молчит.. . " (аль-Бухари, Муслим).

Некоторые так называемые рационалисты говорят: "Зачем повторять заученные фразы и наводить тоску на собеседника? Неужели Аллах просто так дал разум человеку? Мы способны размышлять и мыслить логически, что является куда эффективнее, чем шаблонные мысли и штампы". Такой установке следуют в основном кораниты, джахмиты, некоторые суфии и отдельные шииты.

Да, разум - это прекрасно. Рационализм вполне уместен и полёт фантазии никто никому не ограничивает, когда речь идёт о каких-либо мирских вопросах. Но если затрагивается сфера религии, то тогда мы спросим: какой разум? Если разум человека не осилил ни одной книги, не вместил в себя ни одного аята, хадиса, правила, то что это за разум? Как ему можно доверить такие важные вопросы, как достижение успеха в Вечной жизни? Ему нельзя верить, даже если он не обделён интеллектом и способен на анализ, объективность и критическое мышление. Что же говорить тогда о том, кто даже на это не способен, ничего не видит, не слышит, а в ответ на все аргументы выдаёт сплошные эмоции?

Я просто оставлю здесь скриншот одной показательной беседы между приверженцем сунны и приверженцем страстей и эмоций. Начался спор с невинного обсуждения вопроса об усах и бороде. Чем всё закончилось, читайте сами. Скриншот ценен ещё тем, что из него можно почерпнуть немало полезных доводов из шариатских текстов для ответа заблудшим суфиям, родинопоклонникам, хамам и гордецам. К слову сказать, не только в общении с невеждами, но и в общении с "интеллектуалами" мусульманин, знающий Коран и сунну, выглядит намного выигрышнее собеседника.









В продолжение темы:
По именам

День учителя считается профессиональным праздником работников в сфере образования. В этот замечательный день ученики поздравляют своих учителей, дарят им цветы и конфеты,...

Новые статьи
/
Популярные