Нельзя читать никах. Как проводят никах дома какие обычаи традиции, нихак перейти к содержимому. Никах между двумя праздниками и во время уразы

Обычай проводить никах на территории нашей страны соблюдается у мусульман с завидным, что именуется, постоянством, в различные исторические периоды. Почаще каждого проведение никаха в наши дни – это огромнее подать обычии, нежели следование внутренним законам надежды. Правда последнее тоже встречается неоднократно.

Вам понадобится

  • Свидетели: двое мужчин либо один мужчина и две женщины. Тюбетейки для всех присутствующих мужчин (если у них внезапно не окажется своих тюбетеек), платки для женщин.Разменные деньги – “для садака”.

Инструкция

1. Никах – это мусульманский ритуал бракосочетания, тот, что дозволено сопоставить с принятым у христиан венчанием. Обычно никах проводится родственниками в доме невесты, силами её родственников. Правда теперь отслеживается склонность проводить никах в мечети, но всё-таки в большинстве случаев муллу либо имама приглашают домой.Когда вы будете выбирать дату проведения ритуала, рассматривайте то, что никах не читается во время мусульманского поста – «уразы».

2. Имейте в виду, что во время чтения молитвы на никахе жениху с невестой необходимо будет также произнести особую молитву. И если вы не знаете слов молитвы, необходимо спросить их у муллы в тот день, когда будете договариваться с ним о дате проведения никаха. Заблаговременно выучите их.Для участия в ритуале никаха, пригласите свидетелей (тоже мусульман); двое мужчин либо один мужчина и две женщины. Из гостей, в основном, пускай присутствуют только самые близкие родственники.

3. Во время проведения ритуала все обязаны быть одеты подобающим образом. Мужчины покрывают головы тюбетейкой. Женщины в платках и платьях, закрывающей ноги до икр и руки до запястий. В идеале невеста должна быть одета в хиджаб.

4. На торжественном столе недопустимы спиртные напитки. Есть определённый комплект традиционных блюд, которые нужно поставить на стол при совершении никаха. Это суп с домашней лапшой, тот, что подается в качестве первого блюда. На второе – отварное мясо с картошкой и заправкой из поджаренного лука и моркови. А также бэлиш, – так именуется пирог с начинкой из мяса и картошки. Татарская кухня гордится своими блюдами из теста, и следственно, на торжественном столе по поводу никаха непременно должна присутствовать многообразная выпечка. Это губадия – пирог с рисом, изюмом, курагой и выпаренным приторным творогом. Так же поставьте на стол признаки торжественного свадебного стола – чак-чак, треугольники (пирожки с картошкой и мясом) и мёд.

5. Со стороны жениха должен быть гостинец в виде 2-х запеченных фаршированных гусей, одного из которых во время трапезы разделывает папа жениха, а второго – родственники жениха по обычаю уносят с собой. Пара гусей символизирует собой только что образовавшуюся семейную пару.

6. За столом всех гостей нужно рассадить в специальном порядке, мулла – во главе стола. Читается приветственная молитва. Перед чтением стержневой молитвы мулла расспрашивает жениха с невестой, свидетелей и родственников о наличии либо отсутствии обстоятельств, которые могут воспрепятствовать бракосочетанию. После этого, по обычии, он поясняет невесте и жениху, что такое никах, какие обязательства он накладывает на гармонирующих этим ритуалом. Дальше следует основная молитва. В процессе молитвы мулла спрашивает у жениха с невестой их обоюдное согласие, которое они обязаны удостоверить трехкратным повторением молитвы.После этого мулла спрашивает у жениха так называемый «махр», просто говоря презент невесте. Обычно в качестве махра выступает какое-нибудь золотое украшение, следственно подготовьтесь к этому, приобретите его загодя.

7. Перед окончанием молитвы все присутствующие обязаны встать и преподнести друг другу «садака». Так в исламской обычии именуется пожертвование в честь Бога. Традиционно это деньги от 10 до 100 рублей. Передавайте деньги сложенными вчетверо, прикрывая их ладонью. Позже заключения молитвы мулла дает напутствие молодоженам и рассказывает, как они обязаны вести себя в браке. Дальше следуют поздравления и пожелания от гостей.Когда праздничная церемония подойдет к концу, дозволено переходить к торжественной трапезе.

Обратите внимание!
Если один из брачующихся не является мусульманином и не имеет мечты либо вероятности принять ислам, это может послужить препятствием для завершения брака и проведению ритуала никах. Но если согласен принять мусульманскую надежду, то перед проведением никаха вначале проводят ритуал обращения в мусульманскую надежду.Препятствием также является нерасторгнутый ранее брак.

Лучший свадебный инстаграм

В этой статье речь пойдет о таком обряде (традиции), как никах, который у татар и у башкир, в общем, у мусульман, по сути, играет ту же роль, что и венчание у русских. Исламская церемония венчания называется никах — обряд соединения влюблённых супружескими узами. Он характерен не только для татарских свадеб, его празднуют жители Дагестана, Казахстана, Индии и Арабских стран, исповедующих ислам.

Свадебные традиции у мусульман

Традиция никах предусматривает четыре условия, выполнив которые, влюблённые могут сочетаться священными узами брака. Во-первых, на церемонии должен присутствовать любой родственник мужского пола со стороны невесты. Второе условие – присутствие свидетелей – мужчин-мусульман, по одному со стороны невесты и жениха.

Третье условие: обряд никах можно проводить только после того, как жених выплатит причитающийся за невесту выкуп – калым. Современный калым, как правило, чисто символический, и скорее выплачивается как дань традициям. И, наконец, самое главное условие – это желание молодожёнов сочетаться браком и жить семейной жизнью. Официальное уведомление о заключении брака не требуется, после заключения брака молодые получают свидетельство, и во многих странах оно является официальным брачным документом.

Никах, традиции которого исходят из древности, на сегодняшний день претерпел немало изменений. Некоторые его обычаи были позаимствованы другими странами. Это, например, всем известный обычай похищения невесты. В прежние времена молодой человек похищал девушку из дома только тогда, когда не оставалось никакой надежды на добровольное согласие её или её родителей на брак. После похищения девушка считалась обесчещенной, и смыть позор с неё и её семьи могла только свадьба. Так что родителям не оставалось ничего другого, кроме как дать благословение на брак. Впрочем, они могли потребовать от жениха уплаты калыма, в два раза превышающего традиционный.

По Корану, для заключения священного брачного союза и получения добровольного согласия девушки на свадьбу, влюблённый в неё молодой человек должен был сначала объясниться в своих чувствах к девушке, находясь с ней в людном месте, и лишь затем сообщить её семье о намерениях вступить в законный брак.

Сватовство, как часть традиции

Никах у татар обычно предваряется сватовством, во время которого родственники жениха делают предложение родственникам невесты и вместе обговаривают условия будущего брака. До проведения никаха жениху не позволяют оставаться с невестой наедине. Никах часто проводят в конце осени, после окончания сельскохозяйственных трудов. Жених и невеста готовят друг другу богатые подарки на никах . Со стороны невесты это, как правило, рукоделия, со стороны жениха – различные украшения и другие символы его достатка. Подарки на никах у башкир состояли из лошадей и крупного рогатого скота. Жених передавал одну из лошадей отцу невесты, а остальным табуном могла распоряжаться сама невеста. Большинство, как правило, закалывали для свадебных угощений. Когда жених выплачивал калым, отец невесты давал богатое приданное, которое могло быть даже больше размера калыма.

Интересен один обычай, который проводится на никах у мусульман . В брачном документе регистрируется акт передачи свадебного подарка жениха невесте. Обычно это дорогое золотое украшение, которое невеста носит на себе и может продать в случае финансовых трудностей, обеспечив себя.

Соблюдение традиций никаха по-прежнему играет огромную роль при заключении супружеского союза. Нарушение какого-либо обычая даже может стать причиной к расторжению брака. Церемонию можно проводить как дома, так и в мечети. Мулла зачитывает молодым определённый суры Корана, давая им наставления для будущей совместной жизни. Затем начинается праздник в доме жениха – туй, который мог продолжаться два-три дня.

На нашем , Вы найдете информацию о том, а также у нас Вы сможете найти и многое другое.

Мусульманская свадьба – никах, имеет несколько особенностей, которые интересно будет знать для тех, кто решил соединить свои семейные узы. Некоторые пары приходят читать никах совсем не подготовленными к этому важному торжеству в их жизни. А ведь у этого обряда есть свои тонкости, которые будет интересно узнать. Поехали!

1. В Исламском праве слово никях означает религиозное соглашение, делающее дозволенным отношения между мужчиной и женщиной, не имеющих с точки зрения религии препятствий, для вступления в брак. То есть брачующиеся не должны быть близкими родственниками - единокровными или молочными братьями, сестрами. Если в детстве мать одного из брачующих кормила молоком другого, то по исламу они считаются родными братом и сестрой и им запрещен брак между собой. Кстати, двоюродные в исламе не считаются единокровными родственниками, и они могут спокойно читать никах.

2. Никях становится достоверным при наличии предложения и согласия (араб. – иджаб и кабуль). Иджаб и кабуль являются столпом никяха, то есть его основой. Иджаб – это предложение, то есть слова, произносимые в первую очередь, а кабуль – это согласие на сделанное предложение, то есть слова, произносимые во вторую очередь. Иджаб и кабуль это слова, которые традиционно используются при заключении акта никяха. Однако обязательным условием является, чтобы эти слова ясно указывали на заключение брака.

3. Махр – это свадебный подарок жениха невесте, в последствии принадлежащий только ей. А калым – это выкуп за невесту, оговорённый при сватовстве, необходимый для проведения свадьбы, который передаётся её родителям. Если первая часть из сказанного имеет отношение к мусульманскому вероучению и является условием никаха, то второе, то есть калым – ничего общего с исламскими канонами не имеет. Калым – это пережиток прошлого, который появился в далёкие неисламские времена. Но кое-где, преимущественно, в Средней Азии, эта традиция ещё продолжает своё существование.

4. Женщина может запросить любой махр у мужчины, но он не должен быть меньше стоимости 33, 6 граммов серебра. Но не усердствуйте в махре, вдруг он будет непосилен для жениха и он убежит!

5. Брачная проповедь, которую рассказывает имам мечети – необязательна для процесса никаха, но она символизирует процесс никаха и прошения у Всевышнего баракята – благословения. Поэтому после проповеди и проводится чтение аятов Священного Корана и дуа – прошение у Всевышнего за брачующихся, чтобы у них всё в жизни было хорошо.

6. Мусульмане предпочитают пятницу для чтения никаха, так как это один из самых благословенных дней. Также этот день недели является праздничным. Это связано с тем, что по мусульманскому поверью в пятницу есть час времени, когда принимаются все молитвы и прошения (дуа). Но необходимо знать, что в зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет!

7. Приглашать на никах родственников и друзей, а затем их угощать, накрывая стол, является благородным делом, сунной пророка Мухаммада. Когда посланник Господа Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, узнал о том, что его сподвижник Абдурахман ибн Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение зарезав хотя бы одного барана».

Большая часть богословов считает, что свадебное угощение - обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафии и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб), то есть обязательности!

8. Никах не может заключаться на определенный срок. Он – бессрочен. Нельзя, например, никах заключить на месяц или год.

9. Единственным делом, которое расторгает никах – является развод (талак) сказанный жене мужем три раза. Но знайте, что после этого, для того, чтобы вместе жить необходим новый никах при соблюдении ещё жестких условий! Поэтому прежде чем произнести талак три раза, подумайте 100 раз!

10. В исламском вероучении, самым отвратительным делом перед Господом Богом Аллахом – является развод.

Мусульманский обряд бракосочетания (никях) состоит из нескольких частей.

1. Брачная проповедь.

Брачная проповедь читается имамом мечети (или муфтием, кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, целесообразно, исходя из сложившихся условий России и вообще современного мира, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование.

Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность .

Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельства веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), салавата (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности.

Примерная последовательность брачной проповеди:

Вступительное слово: «Аль-хамду лил-ляяхи нахмэдуху ва наста‘инухь, ва на‘уузу бил-ляяхи мин шуруури анфусина ва сайиаати а‘маалина. Ман яхдихил-ляху фаляя мудылля ляхь, ва ман юдлиль фаляя хаадия ляхь. Ва ашхэду алля иляхэ илля ллаху ва анна мухаммадэн ‘абдуху ва расуулюхь».

Всевышний Творец в заключительном Писании обращается к нам:

«О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (см. ).

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, духовно, психологически, физически и материально] к браку» (см. ).

С известной долей уверенности можно сказать, что именно от религиозной грамотности и обязательности мужа и жены в определенной мере будет зависеть полноценность семейной жизни, включая достойное воспитание детей в духе исламской традиции. И именно при создании такой полноценной семьи удастся избежать различных недопониманий и раздоров .

Посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

- «Кому Аллах (Бог, Господь) даст возможность найти благочестивую спутницу жизни [воспитанную и благонравную], тому поможет в половине его религиозности [на 50% облегчит человеку жизнь, в том числе и в духовной, религиозной ее составляющей]. Но пусть он страшится Бога во второй половине [обстоятельств и ситуаций, где семья не может помочь, где мужчина обязан будет проявить силу воли, стойкость характера, верность жене, набожность]» ;

Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимости проявления чувства богобоязненности, верности друг другу, взаимоуважения и соблюдения религиозной практики в семье.

2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

Абу Хурайра передает: «Когда пророк Мухаммад поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а байнакумаа фии хайр».

Перевод:

«Пусть Аллах (Бог, Господь) ниспошлет вам во всем Божью благодать (даст вам Свое благословение) и объединит вас в благом» .

«Аллаахумма, идж‘аль хаазэн-никяяхэ маймуунан мубааракя. Ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ ээдэмэ ва хавва, ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ мухаммадин ва хадиджатэль-кубра. Аллаахумма, хаб ляхум авляядан саалихийн, ва ризкан вааси‘ан ва ‘умран тавыйля. Аллаахумма, баарикь фийхим ва баарикь ‘аляйхим ва баарикь фи кулли тасарруфаатихим ва а‘маалихим ва амваалихим, энтэ ‘аляя кулли шайин кадийр».

Перевод:

«О Всевышний! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. Господи, даруй им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Господи! Ниспошли им во всем Божественную благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!»

3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.

Церемонию бракосочетания можно проводить в промежутке между третьей молитвой (‘Аср) и четвертой (Магриб). В хадисе сказано: «Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята (благодати)» .

Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а) .

4. Упоминание свадебного подарка (махра).

Весьма желательным является оговаривание во время бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).

5. Приглашение гостей на свадьбу.

Когда посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдурахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение [зарезав] хотя бы одного барана» . Бо льшая часть богословов считает, что свадебное угощение - обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб) .

Приглашенным на свадьбу следует помнить о том, что говорится в хадисах:

- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть непременно придет» ;

- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть ответит [приходом]» ;

- «Если кто-то из вас приглашен на угощение, то пусть ответит на него [приходом]. Захочет - поест, не захочет - не будет есть» .

Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (употребление спиртного), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на торжестве недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) запрещал сидеть за столом, за которым распивают спиртное (алкоголь)» . В реалиях нашего времени, если верующий сталкивается с подобной ситуацией, когда один из брачующихся его близкий родственник, следует все-таки прийти на мероприятие, щедро поздравить со столь знаменательным событием и незаметно покинуть застолье. Сохранению и развитию родственных отношений в Исламе придается огромное значение.

6. Чтение молитвы.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас женится, то пусть скажет: «Аллаахумма инни ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь» .

Перевод:

«Господи, прошу у Тебя блага ее [невесты] и лучшего из того, ради чего Ты сотворил ее [пусть оно проявится в нашей совместной семейной жизни]. И прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее [пусть это не нанесет вреда счастью нашей с нею семейной жизни]».

Молитвы с такого рода смыслами на любом языке может проговаривать и девушка касательно своего жениха.

Ответы на вопросы по теме

Может ли мулла отказаться проводить никях, если считает, что у людей нет намерения создать семью? В одной из мечетей я видела, как пришел один человек с русской девушкой, немусульманкой, и попросил их поженить. Мулла хотел что-то им объяснить про Ислам, но этот парень грубо прервал его и сказал, что она русская и ей это все безразлично. Потом мулла стал рассказывать об обязанностях и правах супругов, а этот парень заявил, чтобы мулла побыстрее читал никях, а они там сами разберутся. О Господи, меня поразило спокойствие и терпение этого муллы, который ничего не возразил и просто прочел никях! Но с другой стороны, ведь явно, что люди пришли просто узаконить зина (сожительство). Аиша.

Конечно, имам может отказаться проводить никях, если имеются соответствующие причины, например те, что упомянуты вами.

Когда лучше проводить бракосочетание (никях)?

В году нет такого времени суток, дня или месяца, когда было бы запрещено проводить бракосочетание. Никях является одним из очень ответственных и похвальных мероприятий пред Всевышним, которое не ограничено временными рамками. Если вы всерьез решили стать мужем и женой, если есть родительское благословение и другие необходимые условия для заключения брака, то не откладывайте это дело в долгий ящик.

В Рамадан я собираюсь зарегистрировать свои отношения с человеком в загсе и сочетаться мусульманским браком. Разрешено ли это делать в месяц Рамадан?

В Рамадан сочетаться браком можно.

Я не так давно приняла Ислам и меня интересует: есть ли запрет или нежелательность совершения никяха в священные месяцы?

«Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных] . [Господь заложил во всем этом благо.]» (). Всевышний заложил в священные месяцы именно благо, а не запрет или нежелательность. Поэтому проблем с бракосочетанием в это время нет.

Четыре года назад я вышла замуж. Мой супруг женился на мне по-мусульмански: зарезали барана, было около сто пятидесяти человек гостей, мулла. У нас это называется хатми-куръон. Объявили, что это свадьба. Он подарил мне много золотых украшений, все как положено. Сейчас у нас в семье полное взаимопонимание, мы любим друг друга, недавно родилась дочь. Но у нас не было никяха. Муж считает, что это необязательно и что никях нужен, чтобы просто были свидетели, а у нас их было целых сто пятьдесят человек. Я никак не могу его переубедить и сделать никях. Как мне быть? Айшат, 32 года.

Ваш муж прав. Описанное вами событие, с присутствием муллы, гостей-свидетелей и вашим согласием на брак, и было никяхом. Вы таким образом соединили никях и свадьбу, устроив грандиозное мероприятие.

Имеет ли невеста право присутствовать на церемонии бракосочетания?

Она не просто имеет такое право, она должна там быть и публично озвучить свое согласие на замужество.

Отмечу, что у некоторых народов есть традиция ограничивать присутствие невесты на самой церемонии бракосочетания, вместо нее присутствует доверенное лицо. Это не относится к канонам Ислама.

Нет, не получится. Не игнорируйте мать, тем более в столь важных вопросах.

Решили провести никях, но, к сожалению, не знаем как. Будущий муж у меня русский. Он твердо решил стать мусульманином. Мы очень хотим провести мусульманский обряд бракосочетания, но жених по-татарски не понимает. Родители его христиане, и тоже хотят присутствовать. Меня воспитала мама. Отца, который выдавал бы меня замуж, нет. Кто должен присутствовать на никяхе? Что делать? Как нам быть? Муслима.

1. Нет никакой необходимости проводить никях именно на татарском языке. Пусть его проводят на том, который всем понятен.

2. Со становлением вашего жениха мусульманином нет никаких проблем.

3. Что касается опекуна, который выдавал бы замуж, то в этой роли может выступить один из следующих родственников: отец, дедушка, родные братья, племянники, дяди по отцу, двоюродные братья по отцовской линии . В крайнем случае в роли опекуна может выступить местный государственный или религиозный деятель (об этом упомянуто в хадисе).

4. Затем зарегистрируйте брак в государственных органах - загсе.

У меня есть девушка, я не хочу грешить. Потому спрашиваю вас: можно ли ограничиться бракосочетанием в мечети, а праздновать потом? Ислам.

Да, конечно, но только с присутствием ваших родителей и свидетелей. Параллельно с этим процессом (никяхом) запишитесь в загс для официальной регистрации вашего брака. А что касается многочисленных гостей и вкусных угощений, то это уже когда пожелаете.

Мой вопрос касается исламского бракосочетания. В данном случае бракосочетания с христианкой. Какие условия нужно соблюсти и как будет происходить обряд в таком случае? Иразхан.

Никаких специальных условий нет. Желательно, чтобы брачная проповедь была не столько продолжительной, сколько понятной и полезной для невесты.

Возможно ли присутствие родственников-христиан на никяхе?

Да, конечно.

Я слышала, что необходимо перечитывать никях (повторять процедуру бракосочетания) чуть ли не после каждой длительной разлуки мужа и жены.

Когда меня сочетали браком, мулла перепутал имя моего отца. Действительно ли мое замужество? Нужно ли вновь перечитывать никях?

1. Такая традиция кое-где встречается. Канонического обоснования в Исламе она не имеет.

2. Если он обращался именно к вам, а вы самостоятельно проговаривали свое согласие на брак, то не надо ничего перечитывать.

Две недели назад у меня был никях. Мы с женихом нашли муллу с улицы. На никяхе присутствовали я, мой жених, моя сестра, мулла и два свидетеля-мужчины, все мусульмане. Опекуна у меня не было, так как мой отец умер, а брату только 7 лет.

Мулла не поинтересовался даже, есть ли у меня опекун. И во время церемонии не спросил ни моего имени, ни согласия. То же касательно и жениха. Читал на таджикском языке, который я и моя сестра не понимаем. Если мулла взял на себя ответственность опекуна и не сообщил об этом ни мне, ни жениху, считается ли действительным такой никях? Женаты ли мы?

Не знаю. Как-то все очень не серьезно, по-детски. Бракосочетание - это не игра в песочнице, а важное мероприятие, проводимое один раз в жизни и на всю жизнь. Разве можно так легкомысленно к нему относиться?!

1. Можно ли заключить никях вдали от дома и без свидетелей? В данный момент мы находимся вдали от дома, то есть нет возможности пригласить друзей или родственников.

2. Также мне сказали, что после никяха нужно сразу же иметь интимные отношения с женой, а то никях аннулируется. Так ли это? Данис, 23 года.

1. Без свидетелей ваш никях будет недействительным. К тому же необходимо присутствие опекуна со стороны невесты, а лучше - и ваших, и ее родителей, и матери, и отца!

2. Вас неправильно проинформировали. Никях в таком случае не аннулируется, даже если интимных отношений не будет на протяжении месяца или двух. Аннулировать никях может только полноценный развод.

1. Нам с мужем прочитали никях, ни его родители, ни мои не знали об этом. Но позже я рассказала своей маме, и она ничего против нашего брака не имеет. Считается ли наш никях действительным?

2. Мои родители вообще не делали никяха, считаются ли они мужем и женой перед Аллахом? Амина, 18 лет.

1. Ваш никях (бракосочетание) действителен, если были выполнены все его условия, но как-то странно, что в свои 18 лет вы заблаговременно не оповестили родителей о столь важном мероприятии, не посоветовались с ними и не пригласили их на бракосочетание. Очень странно.

2. Если их отношения зарегистрированы в загсе и изначально присутствовали все условия брака, то они считаются мужем и женой пред Богом.

Мы с мужем поженились через загс, а через полгода приняли Ислам. Надо ли нам читать никях?

Каноническая необходимость, обязательность этого в вашем случае отсутствует. А в остальном - на ваше усмотрение.

Мой знакомый не так давно начал совершать намаз. Он женат. Насколько я знаю, брак официально зарегистрирован в загсе. Жена - немусульманка. Обязательно ли им прочитать никях сейчас?

Необязательно, достаточно того, что брак зарегистрирован в загсе.

Я и мой будущий муж - мусульмане. Я уже была замужем, овдовела. Отец погиб и родственников-мужчин у меня нет, за исключением пятилетнего сына. Могу ли я взять поручителем родного брата моего будущего мужа? И как в арабской мечети проходит обряд никяха? Альфия.

Являясь вдовою, вы можете сами решать, за кого вам выйти замуж, наличие опекуна в вашем случае - необязательное условие.

Традиции могут быть разными, но основные положения ранее были изложены.

На свадьбу мы с женой поехали к духовному деятелю небольшой мечети, однако в силу молодости мы не обратили внимания, был ли полноценен обряд никяха или нет. Я консультировался после, и мне сказали, что одним из условий принятия никяха является питье воды, а мы воду не пили. Можем ли мы пойти в Центральную мечеть и пройти никях снова для уверенности? Эльвир.

Питье воды условием никяха не является. Главное - вы намеревались стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, имели двух свидетелей, согласие опекуна невесты и озвучили свое согласие на брак.

Уважаемый Шамиль, подскажите, пожалуйста, правильно ли был зарегистрирован брак. И для девушки, и для молодого человека этот брак был первым. Брак регистрировал дома мулла. Мулла с выкупом (денежным) приехал домой к родителям девушки вместе с несколькими мужчинами и женщинами, родственниками жениха. Он зашел в комнату к невесте (с ней была взрослая женщина), прочитал «аль-Фатиху», попросил невесту повторить за ним несколько аятов из Корана и ду‘а. Спросил, дает ли она разрешение своему отцу действовать от ее имени. Девушка дала согласие. Затем мулла прошел в другую комнату к отцу девушки, попросил его повторить за ним несколько аятов и спросил разрешения на брак дочери с таким-то. Девушку забрали из дома родителей. По приезду в ресторан, где проходила свадьба, мулла пересел в машину к жениху, прочитал ему короткую проповедь и спросил его, хочет ли он жениться на такой-то, дочери такого-то. Жених дал согласие.

Описание никяха, приведенное вами, отличается от описанного мною. Поясните, пожалуйста. Может, никях надо повторить?! Амина.

Никях повторять не надо. Единственное - лучше зарегистрировать брак и в загсе.

Если было обоюдное (жениха и невесты) согласие на брак, тогда в вашем случае все в порядке. Основные условия мусульманского бракосочетания соблюдены, судя по описанному вами, просто местами они обличены в национальные обряды, что никак не нарушает действительность брака.

Еще замечу, что такого понятия, как «выкуп невесты» в Исламе нет. Дарение подарков ее родителям - традиция, а вот дарение ценного подарка непосредственно невесте - важное условие, о чем сказано в Коране:

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара» (см. ).

Я сейчас нахожусь вдали от дома и от родителей. Я нашел для себя девушку-мусульманку и хочу взять ее в жены. Можно ли провести обряд никяха с одной и той же девушкой два раза: один раз - здесь, а второй - у себя на родине. Бек.

Три месяца назад я познакомилась с мужчиной, который сразу же предложил мне прочитать никях. Через неделю мы прочитали никях у него дома, пригласив человека, который мог его прочесть. Считается ли все это действительным, так как через какое-то время он мне сказал, что бросает меня.

Он человек взрослый, ему 44 года. Я всегда считала, что взрослые мужчины не причинят боль женщине. Сейчас я в смятении, все родственники знают, что я вышла за него замуж, а тут такой резкий поворот событий. Являюсь ли я по шариату его женой? И накажет ли его Всевышний за это? Садия, 37 лет.

Советую вам припомнить, как все происходило.

1. Надеюсь, он передал вам ценный свадебный подарок (махр).

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара!» (см. ).

В Исламе есть понятие махр - свадебный подарок, передаваемый невесте во время бракосочетания или после. Он должен быть ценным, дорогостоящим. Важно отметить, что во время заключения брака наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот подарок не символизирует «приобретение жены», это - лишь безвозмездный дар жениха невесте. Размер махра может достигать и одного кантара (примерно 44,928 кг) золотом , о чем упомянуто в Священном Коране .

2. Бракосочетание (никях) лучше проводить в присутствии большого числа родственников со стороны невесты и жениха. Минимум в вопросе свидетельствования - двое мужчин либо мужчина и две женщины.

3. Важно присутствие опекуна невесты (например, отца или брата).

4. Для действительности брака с точки зрения мусульманских канонов брачующиеся должны иметь намерение стать мужем и женою на всю оставшуюся жизнь. Преднамеренная временность нарушает его действительность .

Упомянутые канонические требования, а также отдельные народные традиции способствуют в том числе и пробуждению в брачующихся глубокого чувства ответственности. А игнорирование канонических требований и определенных традиций больше похоже на заключение временного союза с целью животного удовлетворения плоти без каких-либо обязательств.

Что касается «он взрослый, ему 44 года », то напомню вам, что, сколько бы ни было человеку лет, он остается человеком, а в Коране сказано:

«Человек [ведь] сотворен слабым. [Ему трудно бывает противостоять сатанинским призывам к греху, устоять перед соблазнами и страстями своей души, но на то и существуют многие другие человеческие качества, способствующие росту личности и самосовершенствованию. Чтобы реанимировать их, пробудить и оживить, от человека требуются целенаправленные постоянные усилия и строгая самодисциплина.]» (см. ).

Порой грех не кажется таким уж грехом, он оправдываем и индивидуально интерпретируем. Например, один американский серийный убийца, когда его поймали после долгих лет поисков, искренне утверждал, что у него «очень доброе сердце». Хотя для лишения человека жизни ему достаточно было встретить не очень приветливый взгляд или услышать в свой адрес непонравившуюся ему реплику. Не стоит удивляться чьей-то подлости, но следует принять во внимание, зарубить себе на носу, что религиозные каноны (при верной объективной и грамотной их трактовке) и отдельные традиции помогают нам жить, если мы стараемся понять их суть и применить на практике.

А вот относительно «накажет ли » в Коране четко сказано:

«[Хотите вы того или нет] но кто совершает зло, тому непременно воздастся за это [соответствующим наказанием, которое может принять разные формы: болезнь, финансовые потери, сложности, затруднения, печаль и т. п., - причем в любое время и в любом месте]. И он не найдет для себя покровителя и помощника помимо Аллаха (Бога, Господа)» ().

Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.

Мы с будущим мужем запланировали никях на середину августа. Проблема в том, что у меня регулы приходятся как раз на середину месяца. Я, конечно, знаю способ передвинуть срок регул (с помощью оральных контрацептивов), хотя ни разу еще не пробовала. Допустимо ли это? Или я должна поставить в известность будущего мужа о том, что в брачную ночь интимных отношений не будет? Я знаю, что никях мы можем провести несмотря на это, но хотелось бы стать полноценной женой. Олеся, 28 лет.

Искуственно передвигать срок регул не советую. Если совпадет, подождете.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6616–6618.

Безусловно, наличие религиозности и набожности у каждого из супругов не исключает возможности возникновения недопонимания и раздоров. А порой, к огромному сожалению, и разводов.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 527, хадис №8704, «сахих».

С началом периода полового созревания человек становится ответственным пред Богом за свои слова и поступки - в Судный День ему держать ответ за них.

Здесь подразумевается в том числе руководитель любого ранга - качество и эффективность его деятельности, организация работы коллектива и отношения с подчиненными.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5188; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 242, хадис № 2130, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6618.

В зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1659, хадис № 5153.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6619.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1664, хадис № 5173; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 96–(1429).

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1665, хадис № 5179; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 97–(1429).

Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 567, хадис № 105–(1430); аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 188, хадисы № 2741.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 416, хадис № 3774, «сахих»; ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 558, хадис № 9343, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6621.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2160, «хасан».

Самобытны и своеобразны торжественные обряды татарского народа. Культура пропитана сильным национальным духом. Современные татары пытаются сохранить традиции предков и возродить те, которые в силу разных обстоятельств были утеряны. Основная линия национального единства прослеживается в подготовке и проведении свадебных церемоний, независимо от многообразия терминов

Традиционные свадебные наряды жениха и невесты

Свадебные традиции любого народа складываются веками, меняются, некоторые утрачиваются. Неизменным остается трепетное отношение к выбору свадебного наряда. В первую очередь это касается одежды невесты. Современные свадебные татарские платья все чаще стилизованы на европейский манер, но с обязательным ярким национальным колоритом. Если раньше семья невесты дарила ей ткань для пошива наряда, то современная девушка предпочитает самостоятельно выбирать фасон, материал и украшения для свадьбы.

Татарская невеста предпочитает покупать готовое платье в салоне. В предложенном широком ассортименте обязательно найдется наряд для торжества, расшитый национальным узором татар и монетами (солпами). Одежда для новобрачной подразумевает собой закрытый тип длинного платья. Цвет может быть белоснежным или, по татарским традициям, насыщенно синим, зеленым или бордо.

Часто цветной составляющей свадебного наряда является камзол – жилет синего, зеленого цвета или бордо. На ногах невесты красуются туфли или изящные легкие сапожки – ситек. Голова прикрыта кружевным покрывалом или свадебным национальным убором – калфаком. Обилие украшений – красивые серьги и многочисленные браслеты, драгоценности, гармонично вписывающиеся в праздничный наряд – говорит о статусе невесты.

Свадебная одежда татарина внешне более консервативна, чем у невесты. Часто – это строгий костюм европейского стиля, преимущественно темных тонов. Если свадьба проходит по национальным традициям – одежда соответствующая. Бархатный камзол, преимущественно темно-синих тонов, и головной убор, расшитые национальными узорами с помощью золотых ниток.

Никах – религиозный обряд заключения брака

Исламская церемония венчания с соблюдением всех обычаев – никах – обряд соединения влюбленных брачными узами. Он характерен для многих мусульманских народов, играет ту же важную роль, что венчание для христиан. Чтобы никах был правильно проведен, следует выполнить четыре основных условия, после чего заключение брака признается действительным:

  1. Со стороны невесты на церемонии обязательно должен присутствовать родственник мужского пола.
  2. От жениха и невесты должно быть по одному свидетелю – мужчине-мусульманину.
  3. Традиционное условие – выплаченный калым за невесту. При современном подходе, это скорее условность.
  4. Согласие обоих молодоженов сочетаться браком и начать семейную жизнь.

Перед никах у татар проводят обряд сватовства, на котором родственники жениха просят семью невесты о согласии на свадьбу. Если возражений не поступило, оговариваются условия проведения бракосочетания. Часто праздник устраивают под конец осени, после проведения всех сельскохозяйственных работ. На никах жених и невеста готовят друг для друга подарки. Со стороны жениха – богатые украшения, как символ его достатка. Невеста дарит рукоделие.

Проводят церемонию бракосочетания как дома, так и в мечети, по согласованию между сторонами жениха и невесты. Мулла зачитывает молитву, делает соответствующие записи в метрической книге. После этого брак считается действительным. Существует интересный обычай, проводимый мусульманами на никах. Во время заключения брака регистрируется акт передачи свадебного подарка от жениха невесте. Так как это – дорогостоящее золотое украшение, невеста распоряжается им по своему усмотрению. В случае финансовых затруднений, может продать его и обеспечить себя на какое-то время.

Согласно обычаям, после объявления молодых мужем и женой и угощений устраивали чаршау. Так назывался полог на кровать, сотканный самой невестой. Постель из нескольких перин стелила счастливая в браке женщина. Часто это была жена старшего брата жениха или его мать. Если девушка оказывалась нечестной, жених на окне бани оставлял знак – проколотую монету или резал полог над кроватью.

Выкуп невесты – чем отличается от русской традиции?

Вопрос калыма обсуждается после того, как прошло сватовство, и родители будущих молодоженов пришли к общему мнению. Выкуп невесты представляет собой большую сумму денег и драгоценностей. Иногда в качестве калыма (в сельской местности) жених дарит семье невесты домашний скот. Новобрачная, в свою очередь, принесет с собой в новый дом постельные принадлежности, ковры, кухонную утварь.

По русским традициям, в обряде выкупа невесты отсутствует понятие калым. В день свадьбы, когда жених приезжает забирать невесту, ее подружки в шуточной форме требуют выкуп за красавицу-новобрачную. Придуманный заранее сценарий и смешные розыгрыши поднимают всем настроение. А для присутствующих жених показывает, насколько он хорошо знает свою будущую жену. Единственное сходство в том, что русская невеста тоже готовит приданое для семейной жизни заблаговременно.

Особенности татарского свадебного застолья

Традиционно у татар проводят две свадьбы. Первая проходит в доме невесты. На нее созываются все друзья, родственники, соседи родителей девушки и близкие родственники со стороны жениха. После этой части свадьбы невеста остается в доме родителей. Следующий этап – «свадьба для женщин». На стол ставят сладости, пироги, чай. После проведения обряда никах гуляется сама свадьба, затем невеста переходит жить в дом жениха. И завершающий этап – «чай от невесты» в доме мужа, где собираются его близкие родственники.

Какие блюда принято подавать

Татарский народ бережно чтит секреты национальных блюд. Основу застолий до сих пор составляют мясные блюда, суп-шурпа, выпечка, плов. На свадебном столе татар обязательно должны присутствовать чак-чак, масло с медом, птичьи языки (коштеле). К свадьбе женщины обязательно пекут блины, оладьи, готовят сладкий напиток из фруктов. Мясные блюда представлены вяленой колбасой и традиционным гусем.

Основное место на праздничном столе занимает сладкий слоеный пирог – губадия. Количество слоев должно быть нечетным: от трех до девяти. Для начинки используются сушеные ягоды, изюм или яблоки. К выпечке мастерицы относятся очень ответственно, тщательно проверяя, пропекся ли пирог внутри. Существует ритуал выкупа губадии, когда отец жениха накрывал пирог платком и ложил на него сверху деньги. Чак-чак – еще одно сладкое блюдо, выпекаемое из пресного теста, которое выкупается родственниками жениха или меняется на подарки.

Обязательное ритуальное блюдо в конце застолья – гусь, считающийся символом семейного счастья. Для разделки птицы назначался специальный человек, в конце праздника ему дарили подарок. Это должен быть только мужчина. Разделку нужно проводить очень аккуратно, не повредив косточек. Последовательность действий могла отличаться в зависимости от географического расположения проводимой свадьбы.

Разрешается ли спиртное

На татарской свадьбе спиртное запрещено национальными традициями. Для проведения застолья готовят разнообразные безалкогольные напитки: квас, морсы, компоты. Кульминацией татарской свадьбы считают подачу чая со сладким пирогом чак-чак – угощение от невесты. Во время и после никаха нельзя употреблять спиртные напитки, иначе обряд теряет свою силу.

Развлечения на татарской свадьбе

Обильным застольем татарская свадьба не ограничивается. После банкета начинаются праздничные гулянья, которые могут растянуться на несколько дней. Традиционным музыкальным сопровождением является звучание гармони. Веселятся все, включая жениха и невесту. Многочисленные гости устраивают конкурсы на лучшее исполнение красивых национальных татарских танцев.

Видео: традиционная татарская свадьба

В продолжение темы:
По именам

День учителя считается профессиональным праздником работников в сфере образования. В этот замечательный день ученики поздравляют своих учителей, дарят им цветы и конфеты,...

Новые статьи
/
Популярные