Нормы проектирования детских дошкольных учреждений. Вентиляция дошкольных учреждений Детский сад проектирование вентиляции нормы

Никто не будет отрицать, что здоровье всего населения страны напрямую зависит от того, насколько правильно спроектирована вентиляция в детском саду. Но в отношении нормативов, определяющих правила разработки подобных систем, наблюдается исключительно консервативный подход, обусловленный, возможно, нежеланием сталкиваться с последствиями вероятных ошибок.

Одновременно с этим, замена старых окон на современные стеклопакеты в детских садах идёт без всяких ограничений, что приводит к явному несоответствию действующих норм воздухообмена и фактического качества воздуха в детских дошкольных учреждениях.

В данном обзоре мы собрали информацию, которая поможет разработчику оценить возможность установки механизированные воздухообменных комплексов с учётом действующих нормативов на проектировании вентиляции в ДДУ.

С технической точки зрения, проектирование систем воздухообмена в детских дошкольных учреждениях выполняется по тем же нормам, что и для других вентиляционных комплексов с аналогичной производительностью.

Но на практике всегда следует учитывать ряд специфических нюансов.

Основной такой особенностью является то, что на вентиляцию в ДДУ возложена не только задача по механическому возобновлению необходимых объёмов воздуха, но и непосредственная профилактика простудных заболеваний.

Профилактический эффект в данном случае достигается двумя путями:

  • создание воздушной среды, как можно менее благоприятствующей переносу болезнетворных бактерий и вирусов;
  • поддержание оптимальных температурно-влажностных параметров воздуха, необходимых для нормального функционирования иммунной системы ребёнка;
  • создание такой динамики воздухообмена, которая исключила бы локальное или общее переохлаждение детей.

Необходимо подчеркнуть, что с точки зрения врача-педиатра, приоритет критериев, используемых при разработке вентиляции в детских садах, должен быть распределён в следующей последовательности:

  1. Относительная влажность воздуха на уровне 40-60%.
  2. Температурные ограничения (максимум 22 0 C для спален, и максимум 24 0 С для игровых).

К сожалению, на практике наблюдается повсеместное нарушение перечисленных норм, из-за чего дети часто находятся в перегретых (а, следовательно, и «пересушенных») помещениях. Но самым неприятным моментом в данной ситуации является то, что разработчики вентиляции формально не нарушают официальных нормативов.

Дело в том, что по СанПиН 2.4.1.3049-13, воздухообмен в детских садах должен быть приточно-вытяжного типа, с естественным побуждением. Необходимая кратность замещения воздуха – порядка 1-1.5 (но не менее 50 м3 в час на одного человека).

Поскольку обеспечить указанную кратность только за счёт естественной инфильтрации через окна нельзя, то регулирование параметров воздушной среды осуществляется за счёт сквозных и угловых проветриваний, производимых в те периоды, когда детей в помещениях нет.

Периодичность и длительность таких проветриваний привязана к климатическому району и довольно точно регламентирована в указанных выше документах.


Для II и III климатических районов, к которым относится большая часть средней полосы России, длительность проветриваний следующая:


Но можно сходу назвать несколько реальных ситуаций, когда график и режим проветриваний не соблюдается. Более того, по результатам инспекционных проверок часто выявляются такие нарушения, как полностью демонтированные поворотно-рычажные механизмы для открывания окон или герметизация всех щелей (то есть, заклеивание окон в рамках «экономии тепла»).

Кроме этого, в официальной документации есть явные противоречия в требованиях к качеству воздуха, поступающего как приток в системе вентиляции детского садика. Так, в ГОСТ 30494 и ГОСТ Р ЕН 13779 сказано, что качество воздуха, закладываемое в расчёте в ходе проектирования воздухообмена для ДДУ, больниц и поликлиник должно соответствовать 1-му классу. Что явно недостижимо в ходе сквозного проветривания, выполняемого в помещении, расположенном на первом этаже в густонаселённом микрорайоне.

С учётом всего вышесказанного, разработку систем вентиляции для детских садов должны выполнять только квалифицированные проектировщики, имеющие опыт в организации альтернативных схем воздухообмена с обеспечением требуемого качества воздуха.

Базовые и альтернативные схемы вентиляции для ДДУ

Проектирование вентиляционных систем для детских дошкольных учреждение производится с учётом требований и норм, перечисленных в следующей нормативной документации:

  • СанПиН 2.4.1.3049-13 («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»);
  • СП 60.13330.2012 («Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»);
  • ГОСТ 30494 (требования к качеству воздуха).

Надо отметить, что сегодня существует два подхода к разработке вентиляции для ДДУ:

  • традиционный (без механики);
  • современный (с использованием механизированных приточно-вытяжных систем);
  • комбинированный (когда традиционная схема вентиляции дополняется высокотехнологичными установками).

Традиционный подход

В традиционных вариантах, вытяжка обеспечивается за счёт естественной конвекции через специальные вентиляционные шахты, подводимые к смежным помещениям. Для пищеблоков, медицинских пунктов, прачечных и санитарных комнат должны быть предусмотрены отдельные вытяжные каналы.

Производительность вытяжки определяется с учётом климатического района, в котором находится проектируемый детсад. При этом необходимая кратность берётся не из готовых таблиц, а рассчитывается как производная от температурного режима помещения.

В таблице справа перечислены основные типы помещений, встречаемые в проектах детских садов, а также указаны базовые уровни температуры воздуха, соблюдение которых должна обеспечивать разрабатываемая система.

Обратите внимание, что по официальным нормативам отдельный приток положен только тем детсадам, которые расположены в I климатическом районе.

Во всех остальных случаях, приток обеспечивается за счёт естественной инфильтрации, подачи через фрамуги и форточки, а также в ходе проветриваний.

В некоторых случаях допускается механическое побуждение воздухообмена через вытяжку (в пищеблоках, душевых, санитарных комнатах.)

Из ключевых требований, учитываемых при расчете проекта вентиляции по традиционной схеме, следует отметить следующие:

  • запрещено использовать воздуховоды из асбестоцементных труб;
  • площадь форточек должна составлять не менее 1/50 от площади пола.

Монтаж отдельных противодымных или противопожарных воздуховодов в детских садах, как правило, не производится.

Современный вариант вентиляции

Несмотря на то, что несовершенство традиционной методики проектирования кажется очевидным, современные схемы вентиляции в детских садах применяются достаточно редко.

Отчасти это обусловлено тем, что полностью автономные приточно-вытяжные системы в несколько раз дороже традиционных вариантов, как в плане проектирования, так и по стоимости обслуживания. Немаловажно в данном случае и то, что для каждой вспомогательной подсистемы надо будет построить отдельную сеть воздуховодов.


Вторая причина – неизбежные потоки более холодного наружного воздуха, создаваемые приточными диффузорами в системах вентиляции постоянного действия (такой эффект наблюдается даже в тех случаях, когда приток подается через калорифер или рекуператор).

Тем не менее, в тех детсадах, которые не зависят от муниципального бюджета, сегодня устанавливают механизированные приточно-вытяжные системы вентиляции, позволяющие не только точно контролировать температуру в помещениях, но и сразу выполнять коррекцию влажности воздуха.

Но надо учитывать, что такая система должна обеспечивать условия для полного обеззараживания воздушных потоков, а также допускать проведение регулярной чистки воздуховодов и замены фильтров.

Модернизация традиционного воздухообмена

К сожалению, для большинства муниципальных детских садиков рассмотренный в предыдущем пункте подход неприменим в виду высокой стоимости автономных систем и отсутствия чётких нормативов для проектирования приточных каналов (то есть, всегда есть формальный повод забраковать такую систему вентиляции).


Но с учётом того, что основным «неправильным» фактором в традиционных системах вентиляции является низкая относительная влажность воздуха во время отопительного периода, было разработано частичное решение проблемы – установка локальных увлажнителей.

Чаще всего такие агрегаты производят в многофункциональном варианте, когда в одной установке находится увлажнитель и система для влажной очистки воздуха.

Использование подобных систем не требует никаких дополнительных согласований, и решение об его установке принимается, как правило, на родительском собрании.

Отметим, что комнатные увлажнители воздуха могут использовать разные способы распыления воды и её обеззараживания (испарение или ультразвуковое дробление). В детских садах рекомендуется устанавливать системы с ультразвуковыми распылителями, обеспечивающие бесшумную и безопасную аэрацию.

В завершение обзора ещё раз перечислим несколько неочевидных особенностей, характерных для вентиляции в детских садах:

  • при сквозном проветривании в холодное время года, происходит замещение внутренней атмосферы на более сухой наружные воздух, нагрев которого приводит к ещё большему высушиванию (как правило, до 20-30%, вместо положенных 40-60%);
  • повышенная температура в игровой и в спальне, возникающая в результате нарушения графика проветриваний, далеко не положительный фактор, поскольку от этого дети потеют и становятся более восприимчивыми к любым, даже самым слабым, сквознякам.

Компания «Мега.ру» принимает заказы на проектирование и модернизацию вентиляционных систем любого уровня сложности, включая воздухообменные установки для детских садов. Уточнить особенности сотрудничества и сделать заявку на подготовку к проектированию можно по телефонам, опубликованным на странице .

Для сохранения здоровья и трудоспособности важным фактором является воздушная среда, отвечающая условиям теплового и санитарно-гигиенического комфорта, чистая от пыли, токсических газов и бактерий, что обеспечивается системами вентиляции.

Вентиляция – организованный обмен воздуха (воздухообмен) в помещениях для обеспечения заданных параметров воздушной среды в помещении. Вентиляция может быть естественной (с естественным побуждением) или механической (с механическим побуждением). Естественная вентиляция организованный обмен воздуха в помещениях под действием теплового (гравитационного) и ветрового давления. Механическая вентиляция – организованный обмен воздуха под действием давления, создаваемого вентиляторами.

Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха до декабря 2002 года основывалось на строительных нормах и правилах (СНиП), санитарно – эпидемиологических требованиях (СанПиН), государственных стандартах (ГОСТ), территориальных строительных нормах (ТСН), ведомственных строительных нормах (ВСН) и т.д.

27 декабря 2002 года принят Федеральный закон №184-ФЗ от 15.12.2002 года «О техническом регулировании». Согласно принятому закону, на все виды деятельности до 2010 года должны быть разработаны «Технические регламенты». Согласно пункту 1 статьи 46 указанного закона со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей следующим целям:

  1. защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  2. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  3. предупреждения действий, вводящих в заблуждения приобретателей.

Таким образом, до выхода «технических регламентов»в строительной деятельности (в том числе при проектировании зданий и сооружений) все СНиПы и другая нормативная литература применяется в основном как рекомендации, и подлежат обязательному исполнению только в области требований по безопасности людей, защиты имущества и окружающий среды.

В 2009 году был принят ФЗ №384 от 30 декабря «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Статья 10, 19, 20, 22 ФЗ №384 предусматривает, что все здания и сооружения должны быть оборудованы системами вентиляции.

Для правильной работы системы вентиляции вытяжка, естественная или механическая, компенсируется притоком. Если используется приточная механическая вентиляция, никаких проблем не возникает. В случае естественного притока использования герметичных окон нарушает работу системы вентиляции.

В соответствии с п.7.1.10 СП 60.13330 - 2012 года «Естественную вытяжную вентиляцию для жилых, общественных, административных и бытовых помещения следует рассчитывать на разность плотностей наружного воздуха при температуре 5° С и внутреннего воздуха при температуре в холодный период года.

Поступление наружного воздуха в помещении следует предусматривать через специальные приточные устройства наружных стенах и окнах для квартир и помещений, в которых при температуре наружного воздуха 5°С не обеспечивается удаление нормируемого расхода воздуха, следует предусматривать механическую вытяжную вентиляцию» .

Качественная и надежная работа систем вентиляции зависит, прежде всего, от качества разработанных проектных решений, качества и надежности применяемого оборудования, квалифицированной эксплуатации его.

Современные системы вентиляции должны не только обеспечивать требуемые параметры воздушной среды в помещениях различного назначения, но и решать задачи энергосбережения и охраны окружающей среды.

В настоящее время основным нормативным документом для проектировщиков стало Постановление Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Согласно Постановлению графическая часть подраздела «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха и тепловые сети»должна содержать принципиальные схемы систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Это явно не соответствует сложившейся практике проектирования, так как на стадии «ПД» должны быть решены еще многие вопросы, в частности, размещение венткамер, шахт, воздуховодов, выбор воздухораспределителей, противопожарных клапанов, деление объектов на пожарные отсеки и решение всех противопожарных мероприятий.

Многие проекты «отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»проходя государственную экспертизу, имеют заключение на стадии «ПД». После этого заказчик-застройщик отдает делать рабочие чертежи организации или инженеру-проектировщику, не имеющему достаточно навыков проектирования. Их не кто не проверяет!

И по этим чертежам устраивают тендеры и конкурсы. Если посмотреть эти чертежи, то очень часто – это не доработанные проекты уже на бумаге можно определить, что после монтажа системы вентиляции не будут работать надлежащим образом. Часто разные разделы проектируют специалисты, не согласовывая свои действия и решения со смежниками. Все чаще архитекторы и дизайнеры при строительстве не учитывают необходимости вентиляции.

Занимаясь, испытаниями и наладкой систем вентиляции много лет заметила, что с годами качество проектов все хуже. Затрачивается много финансовых средств на оборудование, монтаж, автоматику, на расходы тепловой и электрической энергии при этом не получая качественного воздухообмена. Как результат – нарушение здоровья людей, норм противопожарной безопасности, технологических процессов в производстве, разрушение строительных конструкций зданий и сооружений

Я бы хотела обратить внимание на те положения норм, которые при проектировании дошкольных учреждений и организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, игнорируются и нарушаются во многих проектах.

Рассмотрим СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных учреждений»:

VIII. Требования к отоплению и вентиляции

8.1. Здания дошкольных организаций оборудуют системами центрального отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

8.2. Теплоснабжение зданий дошкольных организаций следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных и местных котельных с резервным вводом. Допускается применение автономного или газового отопления.
Паровое отопление не используется.

8.3. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогреватели с инфракрасным излучением.

При наличии печного отопления в существующих зданиях дошкольных организаций топка устраивается в недоступном для детей месте. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее, чем за два часа до прихода детей.

8.4. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 С.

Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы, конструкция которых не имеет защитных устройств, следует ограждать съемными решетками из дерева или термостойких материалов, разрешенных к применению в установленном порядке.
Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не используются.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий дошкольных организаций печное отопление не допускается.

8.5. В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22 С.

8.6. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%, в производственных помещениях пищеблока и постирочной - не более 70%.

8.7. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IГ климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

8.8. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4 С.
В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать.

В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

8.9. Значения температуры воздуха и кратности обмена воздуха помещений в 1 час должны приниматься в соответствии с приложением 3 настоящих санитарных правил.

Скорость движения воздуха в основных помещениях не более 0,1 м/с.

8.10. Концентрация вредных веществ воздуха помещений с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) не должны превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест.

8.11. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте (0,8-1,0 метра).

Пункт 8.1 ссылается на СП 118.13330.2012. «Свод правил Общественные здания и сооружения», в котором п.4.17 написано «Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха общественных зданий, а также дымоудаление во время пожара следует проектировать в соответствии с СП 60.13330, СанПиН, ГОСТ 30494-2011».

В СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»существует Приложение К (обязательное). Минимальный расход наружного воздуха на одного человека в помещении с естественным проветриванием составляет 40 м?/час. Согласно всем вышеперечисленным документам каждый человек (ребенок) должен получать не менее 40 м?/час наружного оптимальных параметров воздуха.

Следует помнить, что на территории России разные климатические зоны. Естественно, что подходы к проектированию систем вентиляции имеют свои особенности.

Пункт 8.9 ссылается на приложение 3 СанПина 2.4.1.2660-10. Согласно этого приложения, приток в помещения, где находятся наши дети не предусмотрен, а вытяжка естественная. В данном варианте никакого воздухообмена не будет.

Согласно «ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»п.5.3 предусматривает «Для детских учреждений, больниц и поликлиник следует принимать показатели качества воздуха 1-го класса». Это означает, что должен подаваться воздух особо чистый не менее 80 м?/час на одного ребенка. В дошкольных учреждениях должна быть приточно-вытяжная механическая вентиляция.

К большому сожалению, в нашем городе Екатеринбурге и других населенных пунктах в проектах заложено естественная вытяжная вентиляция. При открытых окнах вытяжка функционирует, при закрытых окнах в зимний период из вытяжных решеток поступает холодный воздух. Практически отсутствует воздухообмен, отсюда значительные нарушения здоровья подрастающего поколения нашей страны .

В СанПине 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельностьп.» 6.21 предусматривает «В ЛПО, общей площадью не более 500 кв.м, в помещениях класса Б и В допускается естественное проветривание».

Cогласно этим рекомендациям в медицинских центрах в кабинетах врачей и т.д. можно обойтись без воздухообмена, что и происходит повсеместно. Это прямое нарушение ФЗ №384 от 30 декабря 2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»ст.10,19,20.

Почему в нашей стране такая неразбериха с нормативными документами. Этим пользуются те люди, которые должны контролировать наш порядок и выполнение законов и за это никто не несет ответственность

Если зайти в любое общественное или жилое здание (торговые центры, офисные помещения, медицинские учреждения, школы и т. д.) воздухообмен отсутствует или работает не эффективно. На эти цели затрачено и тратится колоссальные материальные и энергетические ресурсы Чистый воздух основа нашей жизнедеятельности.

К большому сожалению, в нашей стране очень мало грамотных специалистов, разбирающихся в системах вентиляции.

С наилучшими пожеланиями инженер по испытаниям и наладке
систем вентиляции (стаж работы 30 лет)
Пушкарева Валентина Викторовна
Г.Екатеринбург

Чистый воздух в помещениях и здоровый сон позволяют поддерживать самочувствие детей на должном уровне. Если естественная и обеспечиваемая вентиляторами приточно-вытяжная вентиляция отвечают за чистый воздух, то за здоровый сон отвечают правильно подобранные кроватки и качественные матрасы. Как ни странно, нормативы регламентируют количество столов и стульев, а также их размеры, а вот о кроватках в них сказано очень мало: они должны соответствовать росту ребёнка и иметь жесткое ложе.

Несмотря на то, что здания дошкольных общеобразовательных учреждений оборудуются системами отопления и вентиляции по нормам, предъявляемым к зданиям и сооружениям общественного назначения, существуют и определённые особенности.

Требования к вентиляции в детских садах

Основные исходные данные, необходимые для расчета системы вентиляции детских садов и яслей, содержит таблица 19 СНиП 2.08.02-89. Практически для всех помещений в ней указан температурный режим и требования по кратности приточного и вытяжного воздухообмена.

Во всех рекомендациях и нормативах содержится требование регулярного проветривания помещений, когда дети в них отсутствуют. Рекомендуемые способы - сквозняк и угловое проветривание. Длительность освежения воздуха может варьироваться, как правило, она зависит от силы ветра и его направления, температуры уличного воздуха, а также режима работы системы отопления. Не реже, чем раз в 1,5 часа нужно в течение минимум 10 минут проветривать помещение сквозняком.

Максимально допустимое понижение температуры при проведении проветривания - 4 градуса. Когда на улице тепло, допустимо в присутствии детей открывать окна, но только с одной стороны комнаты. Категорически запрещено проветривание через туалеты.

Перед укладыванием детей должно быть проветрено спальное помещение. Когда на улице холодно, окна нужно закрыть за 10 минут перед приходом детей. После засыпания детей окна можно открывать, но только с одной стороны. За полчаса до подъёма их снова следует закрыть. В тёплое время года сон должен проходить при открытых окнах, но нельзя допускать сквозняков.

Проветривание является эффективным способом естественной вентиляции, но далеко не единственным возможным. Широко применяется и принудительная приточно-вытяжная вентиляция помещений детских дошкольных учреждений. Её обустройство в детских садах тоже имеет свои особенности:

  1. Недопустима прокладка воздуховодов, идущих из пищеблока, через игровые и спальные помещения;
  2. Медпункт должен иметь полностью автономную систему вентиляции;
  3. При отсутствии окон в туалетных комнатах в идущих от них вытяжных каналах следует установить осевые вентиляторы, что позволит интенсифицировать воздухообмен;
  4. Категорически запрещено использование асбоцементных воздуховодов для дошкольных учреждений;
  5. Максимальная скорость движения воздуха в помещениях яслей и детских садов не должна превышать 0,1м/с;
  6. Подогрев наружного воздуха до требуемой температуры должен осуществляться в приточных шкафах, но допускается использование подоконных приточных устройств;
  7. Дважды в год нужно проводить очистку шахт вытяжной вентиляции.

Кратность воздухообмена зданий детских дошкольных учреждений

Все помещения, где постоянно находятся дети, должны быть обеспечены чистым свежим воздухом. В одноэтажных зданиях нормальной однократный обмен воздуха достигается с помощью фрамуг, в двухэтажных зданиях устраивается вытяжная канальная вентиляция с естественным побуждением.

В помещениях кухни и прачечной или постирочной кратность воздухообмена должна быть увеличена до 3 — 5 в час, а в туалетных — до 2 — 5 в час, что требует оборудования в шахтах побудительной вентиляции (тепловой или механической).

В помещениях групповых и игральных-столовых должно быть обеспечено сквозное или угловое проветривание, которое также рекомендуется предусматривать в спальнях, кухне, прачечной и туалетных зданий, размещаемых в IV климатическом районе. В помещениях для пребывания детей не менее 50% окон должны быть оборудованы фрамугами.

Площадь фрамужных отверстий должна составлять 1/40 — 1/50 площади пола. Наружная створка фрамуги должна открываться снизу вверх; фрамуги должны иметь рычажные приборы и боковые щитки (для направления движения наружного воздуха вверх).

В основных помещениях групп детского учреждения должна быть обеспечена постоянная температура воздуха, равная 20°, при относительной влажности воздуха 60 — 70%. В помещениях групп на высоте 1 м от пола должен висеть настенный термометр.

Здания детских дошкольных учреждений необходимо оборудовать водопроводом, канализацией и горячим водоснабжением (в соответствии со строительными нормами и правилами, главы П-Г1-61 и П-Г4-62) путем присоединения здания к внешним сетям водопровода и канализации, имеющимися в населенном пункте или ближайшем окружении (предприятия, дома отдыха, санатории, фермы и пр.).

При отсутствии поселковой или городской сети водопровода и канализации устраивают местные системы водоснабжения и канализации, отвечающие гигиеническим требованиям.

Норма потребления воды в детских садах без душевых 75 л в сутки на одного ребенка, в детских садах с душевыми и в яслях 100 л.

Таблица расчетных параметров воздуха

Помещение

Расчетная температура

в холодный период

Кратность воздухообмена или

количество удаляемого воздуха

Игровая, приемная младшей ясельной группы

Групповая, раздевальная комната:

группы раннего возраста

2 младшей группы

средней и старшей группы

Спальни ясельных групп

Спальни дошкольных групп

Туалетные ясельных групп

Туалетные дошкольных групп

Залы для музыкальных и гимнастических занятий

Буфетные

Помещение бассейна для обучения плаванию

по расчету, не менее 50 куб.м.

в час на ребенка

Медицинские помещения

Кабинеты массажа и физиотерапии

Служебно-бытовые помещения

по расчету

Стиральная

Гладильная

Два варианта системы вентиляции детского сада: традиционный и современный.

Традиционный (простой) вариант вентиляции детского сада: Раньше в детских садах использовалась естественная вентиляция - приток воздуха осуществлялся с помощью форточек и естественных неплотностей в окнах, а вытяжка выходила через шахту на крышу с естественным подпором воздуха - то есть теплый воздух поднимается наверх естественным путем.

Конечно, такая система вентиляции имеет скорее больше недостатков, чем преимуществ. Принцип работы:

В тех комнатах, где малыши проводят больше времени (спальни, игровые), нужно предусмотреть угловое и сквозное проветривание. Если детский сад расположен там, где в теплое время года температура достаточно долго держится выше +30°С, то нужно обязательно обеспечить сквозное или угловое проветривание в спальнях, сушилках, туалетах и кухнях. Когда помещение проветривается таким способом, то воздух удаляется через смежные комнаты, например, при проветривании игровой воздух «уходит» через спальню или раздевалку, а при проветривании кухни - через кладовую. Не понадобится такое проветривание в условиях Крайнего Севера.

Когда группа детей освободила спальню, столовую или другую комнату, рекомендовано проветрить помещение. При температуре -20 °С время такого проветривания должно быть не более 5 минут, а в другое, более теплое время года - до 20 минут.

Современный вариант вентиляции детского сада

Сегодня применяются разные способы принудительной вентиляции (приточно-вытяжная с рекуперацией тепла, переточные клапана, смешанного типа). Вариант с приточно-вытяжной вентиляцией обеспечивает необходимый объем поступаемого и удаляемого воздуха, а также имеет возможность регулировать его температура, что очень важно для комфортных условий работы.

Специфические особенности вентиляции в детском саду

Принцип работы приточно-вытяжной системы вентиляции заключается в следующем. В комнатах благодаря приточно-вытяжной установке создается два потока воздуха - чистый и загрязненный. Воздушные массы с улицы, пройдя через фильтр, очищаются от пыли, загрязнений, микроорганизмов, после чего нагреваются до необходимой температуры и поступают в помещение. Загрязненный поток воздуха с помощью вентиляторов попадает в воздуховоды установки и выводится за пределы помещения.

Чтобы минимизировать энергетические затраты, стоит подходить ответственно к выбору оборудования для системы вентиляции. Лучше отдать предпочтение современным установкам, так как они экономично выгодные и способны обеспечить подогрев и увлажнение воздуха до требуемых отметок. На «эту роль идеально подходит» приточно-вытяжная система с рекуператором. Она существенно снизит затраты на подогрев приточного воздуха в зимний период года, при этом обеспечит постоянный приток свежего воздуха установленной температуры. Рекуператор тепло отработанного воздуха передает приточным воздушным массам, поэтому количество потребляемой электроэнергии (иди другого источника энергии) будет, намного меньше.

Современные моноблочные системы вентиляции с встроенными рекуператорами позволяют передать до 70 % тепла, что в свою очередь приводит к многократному снижению стоимости эксплуатационных затрат по сравнению с установками без рекуперации тепла. Среди лучших производителей такого оборудования выделяют Dantex, Electrolux, Breezart, Systemair и др. Ниже представлена приточно-вытяжная установка, которая способна обеспечить вентиляцию детского сада.

Эти понятия неразделимы, несмотря на то что многие родители не подозревают о существовании правил обустройства, отопления и проветривания дошкольных учреждений. Их заботит безопасность и здоровье своих детей. Условия обустройства и содержания детского сада прописаны в . Отдельный раздел посвящён организации воздухообмена и поддержания установленной температуры в помещениях различного предназначения. Требования санитарных норм обязательны для выполнения всем персоналом учреждения.

Детские дошкольные учреждения

Сады и ясли строятся с учётом множества ограничений и условий, целью которых является создание оптимальных условий для пребывания ребёнка, его развития, отдыха и питания. Участки специализированных дошкольных учреждений отгораживаются от улицы, чтобы исключить попадание их воспитанников в опасную обстановку. Вопросам вентиляция детского сада уделяется особое внимание, т. к. от этого процесса напрямую зависит состояние микроклимата в местах пребывания людей. Воздух в них должен иметь выверенный диапазон температуры и влажности.

Сквозняк допускается только в пустых помещениях. Заканчивать аэрацию необходимо за 20–30 минут до открытия учреждения или возвращения детей с открытых групповых площадок. Воспитателям следует учитывать ширину лестничного марша, чтобы организованно и быстро переместить своих подопечных из одного места в другое, не допуская их перегрева. Проветривание в детском саду осуществляется в установленное распорядком дня время.

Требования СанПиНов для детского сада

Действующие санитарные нормы регламентируют скорость обновления воздуха в каждом помещении и порядок проведения этой процедуры.

Согласно установлена следующая кратность для комнат дошкольных учреждений:

  • служебные и подсобные помещения — 1;
  • зал для музыкальных и физкультурных занятий — 2;
  • спальня детей ясельного возраста — 1,5;
  • класс для занятий детей — 1,5;
  • раздевалка — 1,5;
  • игровая — 1,5;
  • туалет и умывальник — 1,5-2;
  • медицинский пункт — 2;
  • кухня — 3;
  • комнаты для специальных дезинфицирующих и моющих средств — 5.

Бассейны должны иметь температуру воды и воздуха не менее + 30 °C. Воздухообмен в таких комнатах делается из расчёта по 50 м³ на человека в час.

Запрещается использовать для строительства канальной системы асбестоцементные и пластиковые канализационные трубы. Противопоказано выводить в общий воздуховод вытяжки из санузлов, кухонь, сушилок и комнат, где играют и отдыхают дети. В помещениях с повышенной влажностью должно быть установлено вытяжное оборудование для постоянной откачки испарений, запахов и летучих соединений.

Основные решения по вентиляции и кондиционированию

Вентиляция детского сада проектируется с учётом климатических условий и господствующей погоды. В соответствии с действующими нормами дошкольные учреждения оборудуются приточно-вытяжными вентиляционными системами с естественным побуждением.

Существуют следующие варианты обустройства таких систем:

  1. Традиционный (аэрация). Функционирует за счёт использования в строительстве законов физики. Приток осуществляется через приоткрытые окна, специальные отверстия и проёмы. Выходит отработанный материал через каналы, ведущие на крышу здания. Воздухообмен происходит из-за перепада давления и разницы в температуре внутри и снаружи строения.
  2. Современный. Предполагает использование приборов и механизмов, которые закачивают, очищают, нагревают, увлажняют или осушают воздух. Мощные вытяжные вентиляторы откачивают его после того, как он насытился влагой и углекислым газом. Контрольная аппаратура регулирует интенсивность и параметры поступления и удаления воздуха, поддерживая комфортный микроклимат в помещениях.

Механическая вентиляция требует финансовых вложений, но они окупаются за счёт того, что дети перестают болеть из-за переохлаждения и пребывания на сквозняках.

Проветривание в детском саду

Режим проветривания в детском саду регламентируется положениями . Для каждой комнаты установлен свой диапазон температуры.

Основные требования этого документа следующие:

  1. Освежать воздух в комнате с помощью сквозняка необходимо не реже чем каждые 75–90 минут. Перед этим детей необходимо вывести из комнаты.
  2. В зависимости от времени года и силы ветра окна держат открытыми на протяжении 5–20 минут. Разрешается понижение температуры не более чем на 5 °C.
  3. В летнее время допускается открывание форточек с одной стороны комнаты, когда дети играют или отдыхают. Перед их пробуждением окна закрывают.
  4. Не допускается проветривание детских комнат через туалет, коридор и прочие хозяйственные помещения.
  5. Медицинская палата должна иметь автономную вентиляцию с кратностью 3–4. Освежать воздух в этом помещении необходимо каждый час, независимо от количества пациентов.

Максимальная скорость движения воздуха в комнатах дошкольных учреждений не может быть больше 10 см/с.

Отопление

Детсады должны быть оборудованы автономной котельной с возможностью подачи тепла в любое время года при резком похолодании. Подключённые к центральному отоплению здания обеспечиваются резервными электрическими обогревателями из расчёта по 2 кВт на спальное помещение, игровую комнату и столовую. Приборы располагаются так, чтобы исключить к ним доступ детей.

Свежий воздух ‒ это необходимость для маленьких детей, он дает им возможность расти, обеспечивает полноценную работу всех органов, помогает предупредить возникновение аллергии, респираторных заболеваний. Поэтому к учреждениям, в которых содержатся и подолгу находятся дети младшего возраста, власти и надзорные органы предъявляют высокие требования. По ним разрабатываются строгие, научно обоснованные нормы, чтобы здоровью и безопасности малышей ничего не угрожало. Детские сады должны содержать приходящих воспитанников в полностью соответствующих правилами условиях ‒ в частности, им нужно заботиться о своевременной и качественной вентиляции.

В детском саду малыши проводят много времени. Они собираются в группы, иногда довольно большие, и обеспечить качество вентиляции ‒ важная и трудоемкая задача. Характеристики воздуха (чистота, влажность, температура) ‒ ключевые факторы сохранения здоровья и активности детей. Отопление и вентиляция детского сада, налаженные в соответствии с нормами, помогают поддерживать в иммунитет, способствуют закаливанию организма и позволяют:

  • снизить уровень и частоту заболеваний, вызванных вирусами и инфекциями;
  • обеспечить приток и циркуляцию свежих воздушных потоков, насыщенных кислородом;
  • создать благоприятный микроклимат;
  • устранить загрязнения воздуха;
  • нормализовать влажность в помещениях;
  • минимизировать затраты на подогрев и очистку воздуха.

Предлагаем готовые решения для вентиляции детских садов и школ

Параметры и ограничения для комплексов вентилирования воздуха в детсаду

Проект вентиляции детского сада разрабатывается всегда тщательно. Инженеры на первоначальном этапе собирают всю информацию о существующих ограничениях, нормах, требованиях. Она содержится в специальных таблицах (для расчетных температур и воздухообмена), которые формируются в санитарно-контролирующих инстанциях, и учитывают сезонность, региональность и все прочие факторы.

Режим вентиляции детских садов предусматривает множество ограничений:

  • нельзя загерметизировать отверстия естественного притока в форточках (их присутствие на каждом окне обязательно);
  • после того, как дети покидают спальни, учебные или спортивные помещения, нужно интенсивно их проветрить;
  • если температура снаружи не выше +20°С, то держать окна открытыми дольше трехминутного периода нельзя;
  • в помещениях, где находятся дети, должно быть по паре отверстий для естественного вытягивания воздуха (по верхнему краю);
  • площадь вентиляционных отверстий (вместе с форточками) должна относиться к площади полов как 1/50;
  • вентиляция в подсобных помещениях (постирочная, туалет, кухни) не должна проходить через комнаты детей.

Нормы вентиляции детского сада разработаны подробно и регулируются СниП П-Л №3-71. На одного ребенка следует подавать не менее 50 м3/ч в час.

Организация вентиляции в дошкольных учреждениях

Основной тип вентиляции, который используется в детских садах ‒ приточно-вытяжной. Во всех комнатах, где дети проводят много времени, необходимо обеспечить благоприятный микроклимат. Удалять загрязненный воздух допустимо через смежные помещения, например, из спальни через игровую.

Вентиляция на пищеблоке в детском саду должна быть организована особо тщательно. Нельзя, чтобы каналы и вытяжные воздухоотводы проходили через комнаты, где подолгу находятся дети, играют, обедают и спят. То же относится к туалетным и постирочным зонам.

В продолжение темы:
По именам

День учителя считается профессиональным праздником работников в сфере образования. В этот замечательный день ученики поздравляют своих учителей, дарят им цветы и конфеты,...

Новые статьи
/
Популярные