Программа семейного воспитания в школе. Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьей - Доклад Школьно семейное воспитание

Как и все образовательные учреждения, школа призвана сеять “разумное, доброе, вечное”. По современным меркам наша школа небольшая – в ней обучается 314 человек, поэтому весь педагогический коллектив знает каждого ученика по имени и фамилии, его умственные, психологические, физические особенности, достоинства и недостатки, состав семьи, стиль взаимоотношений с родителями и одноклассниками, знает его увлечения. Однако никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит отца и мать в воспитании. Прежде всего, они могут заложить в ребёнке фундамент добра, предостеречь от зла, научить его порядочности.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.

В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом. Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух-трёх работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей, а у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания.

Сегодня налицо психолого-педагогическая безграмотность многих наших родителей. Есть, к сожалению, такие папы и мамы, которые самоустраняются от воспитания собственных детей, бросают их на произвол судьбы. В результате в стране насчитывается 2,5 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Это намного больше, чем в военные и послевоенные годы. Статистика неумолима: 425 тыс. детей состоит на учёте в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тысяч подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты.

Несомненно, цифры и факты, приведённые в данной статье, вызывают горечь, тревогу и обиду на государство, неспособное создать приемлемые условия для жизни каждой семьи. Но они же помогают понять, что держава окрепнет лишь тогда, когда окрепнет каждая российская семья. Наша программа лишь небольшой шаг по пути укрепления семьи, по защите прав детей. Важно, что он сделан. Ведь известно, что дорогу осилит идущий.

Цель: Укрепление престижа и роли семьи в обществе.

  1. Оказание помощи семье в воспитании детей;
  2. Психолого-педагогическое просвещение семей;
  3. Коррекция семейного воспитания;
  4. Организация досуга семьи;
  5. Знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребёнка.

Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:

  • изучение семей и условий семейного воспитания;
  • пропаганда психолого-педагогических знаний;
  • активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
  • обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;
  • знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.

В работе с семьёй педагоги руководствуются принципами:

  • объективный характер изучения семьи;
  • комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;
  • выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;
  • анализ реальной ситуации;
  • двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);
  • осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;
  • оптимистический подход к семье;
  • единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;
  • установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

Диагностика семьи

Цель: выявление возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребёнка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.

  1. Изучение образа жизни семьи.
  2. Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.
  3. Положение детей в системе семейных отношений.
  4. Характеристика нравственного микроклимата семьи, её традиций.
  5. Выявление взаимоотношений семьи и школы.
  6. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
  7. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

Формы работы с семьёй

I. Диагностика семей. Составление социально-педагогического паспорта классных коллективов.

II. Организация содействия родителей школе.

III. Школа родителей будущих первоклассников.

IV. Оказание социально-педагогической помощи неблагополучным семьям.

План мероприятий

I. Педагогический лекторий “О вас и для вас родители”:

I четверть

Общешкольное родительское собрание: “Психолого-педагогические проблемы в детском возрасте”

II четверть

I ступень обучения – “Наказание и поощрение в семье: за и против”;

II ступень обучения – “Семья - здоровый стиль жизни”;

III ступень обучения – “Влияние психологического климата в семье на здоровье ребёнка”.

III четверть

I ступень обучения – “Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить”;

II ступень обучения – “Воспитание трудолюбия и ответственности у ребёнка в семье”;

III ступень обучения – “Профессиональные намерения и профессиональные возможности старшеклассников. Мотивы выбора профессии”.

IV четверть

Общешкольное родительское собрание: “Роль семьи в организации учебного труда и досуга детей”

II. Родительская конференция “Роль мамы в жизни подростка” (1-11 классы);

III. Мероприятия, проводимые с учащимися

1. I ступени обучения:

Беседы с учащимися на темы:

“Значение семьи в жизни человека”;

“Об уважении к матери и отцу, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам”;

Разучивание стихов и песен на эти темы;

Изготовление своими руками подарков родителям к праздникам;

Выходы в природу совместно с родителями.

2. II ступени обучения:

Беседы с учащимися на темы:

“Твоя родная семья”

“Огонь родного очага”

Посиделки, девичники, ситуативные классные часы “Твои обязанности в семье”, “Ты и твои родители”, творческие семейные выставки.

3. III ступень обучения:

Тематические классные часы: “Перед матерью в долгу”, “Культура поведения в семье”;

Вечера-дискуссии на темы “Личное ли это дело – личное счастье?”, “Как сохранить любовь?”

Конкурс рефератов на темы “Все прекрасное на земле от любви!”, “Красивый человек – это значит…”, “Дочки-матери”.

IV. Активное участие в районных и областных мероприятиях по семейному воспитанию.

V. Знакомство с нормативно-правовой документацией:

Семейный кодекс Российской Федерации;

Конвенция о правах ребёнка;

Конституция РФ;

Устав школы;

Положение о КДН.

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на 3 года.

1-й этап – подготовительный (2005-2006 уч. год)

Аналитико-диагностическая деятельность.

Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап – практический (2006-2007 уч. год)

Апробация и использование в работе по данному направлению личностно-ориентированных технологий, форм, приёмов и методов работы, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребёнка.

3-й этап – обобщающий (2007-2008 уч. год)

Обработка и интерпретация данных за 3 года.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития работы школы по семейному воспитанию.

Предполагаемый результат

По итогам реализации программы ожидаем:

Укрепление связи с семьёй;

Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;

Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

«Семейное воспитание в условиях школы - интернат».

Устьянцева Нона Джемальевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Черногорская специальная (коррекционная) школа - интернат».

город Черногорск, Республика Хакасия.

Семейное воспитание в условиях школы – интернат.

Семейное воспитание детей в условиях школы – интернат - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья играет важную роль в умственном развитии ребенка, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяет ее успешность и имеет важное значение в овладении человекам социальными нормами. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Представления у детей-сирот, поступивших в школу - интернат в основном из неблагополучных семей, существенно искажены. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

В школе – интернате воспитываются дети, попавшие сюда по разным причинам:

    Дети, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на детей оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д.

    Дети, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняют добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывают на них существенное влияние.

    Дети, родители, которых живы – социальные сироты и на них до сих пор оказывает влияние семья, хотя они живут не с ней.

Дети, конечно же, понимают всю сложность жизни своих семей. Но в то же время, ощущения наличия родителей, стремление к ним в какой – то степени создают особые условия, при которых дети ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное представление об окружающих людях. Они стремятся в свою семью, часто осознавая сложность ситуации: с одной стороны пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады, что у них есть близкие люди.

Создание своей семьи – заветная мечта каждого воспитанника. Но на пути к осуществлению своей мечты они терпят неудачи, чаще, чем их «домашние» сверстники, так как не имеют четких представлений, знаний, умений и навыков о самостоятельной жизни, способах взаимодействия с окружающим миром. Воспитанники после выпуска из школы - интернат не всегда умеют применять полученные знания на практике.

И поэтому семейное воспитание является одним из приоритетных направлений в работе всего педагогического коллектива. Разработана и реализуется программа по воспитанию семейных ценностей в условиях школы – интернат. Нашей главной целью является: способствовать формированию у воспитанников школы – интернат семейных ценностей и подготовка их к будущей семейной жизни. Достижение главной цели возможно при создании оптимальных условий для адаптации, реабилитации воспитанников (полноценная жизнь, наполненная разнообразными делами, творческая, социально значимая деятельность, создание каждому воспитаннику ситуации «успеха»), оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

Наши задачи:

    Воспитать у подростков позитивное отношение к благополучной семье.

    Развивать умения и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений.

    Формировать у подростков традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности.

    Корректировать у воспитанников взгляды на семейное неблагополучие.

При этом в своей работе мы руководствуемся: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом « Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних», Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Предполагаем, получит следующие результаты:

    Повысить уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях.

    Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшится морально – нравственный климат в семье.

    Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Цель работы по семейному воспитанию, безусловно, остается благоприятных условий для формирования у воспитанников классической модели своей будущей семьи. Для получения позитивного результата вся работа по формированию положительного образа семьи проводится с использованием различных форм и методов как групповых (метод моделирование проблемных ситуаций; метод сотворчества, позволяющий воспитателю стать не только организатором мероприятия, но и его участником; игровой метод; метод творческих возможностей), так и индивидуальных. Так используя форму « моделирование ситуаций», воспитанники учатся принимать правильное решения, меняя свое негативное отношение, и закрепляя позитивное. Используя различные направления, такие как «Семья и ее функции», «Роль семьи в современном обществе», «Хозяйство семьи и бюджет», «Регистрация брака. Брачный договор. Венчание», «Защита материнства и детства», «Семейные споры». Семейные праздники: «Как выбрать подарок», «Как создать праздничную атмосферу в доме», « Как украсить праздничный стол». Анкетирование: «Мое представление о семье»,
«Конфликтная ли вы личность?». Практикумы: «Ласковое слово родным вам людям», «Как создать уют в семье», «Какой вам видится ваша будущая счастливая семья». Игры: «Шкатулка тайн», «Мы играем в семью», воспитанники учатся и имеют реальное представление о будущей семейной жизни.

Таким образом, у воспитанников формируется представление о семейных ролях, о семьянине, умеющем в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитать своих детей, умеющую ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Литература:

    Акерман Н. Психодиагностика семейной жизни. – М.: Владос, 2003. – 248 с

    2. Басалаева Н.В., Сырычева Т.А. К проблеме влияния семейного воспитания на личность ребенка// Журнал практического психолога. – 2005. - № 5. С. 99-15.

    3. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. С. 108


УТВЕРЖДАЮ

Директор СШ № 19

Шагабутдинова Н.С.

Программа

«Школы семейного воспитания»

на 2017-2018 учебный год

Костанай, 2017 год

Пояснительная записка

Взаимодействие семьи и школы –целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция. Семья является важнейшим инструментом социализации подрастающего поколения. Именно в ней ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких.

Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей.

Семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества.

Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Программа «Школы семейного воспитания» призвана обеспечить этот процесс.

Цель: создание психолого-педагогических условий для взаимодействия школы и родительской общественности и учащихся, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родительской общественности, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащихся.

Задачи:

    Сформировать психолого-педагогическую грамотность родительской общественности;

    Пропагандировать знания о здоровом образе жизни;

    Демонстировать положительный опыт воспитания детей в семье;

    Активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия;

    Повысить роль дополнительного образования учащихся в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых.

Формы взаимодействия педагогического коллектива и родительской общественности: родительские собрания, лектории, индивидуальные консультации, коллективные встречи.

Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:

Изучение семей и условий семейного воспитания;

Пропаганда психолого-педагогических знаний;

Активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям.

Предполагаемый результат:

По итогам реализации программы ожидаем:

Укрепление связи с семьёй;

Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;

Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

План работы «Школы семейного воспитания»

на 2017-2018 учебный год

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Конечный результат

Составление социального паспорта школы

Сентябрь

Классные руководители

Социальный педагог

Паспорт школы

Встреча родителей с классными руководителями, определение кандидатур для работы в родительском комитете класса

Сентябрь

Классные руководители

Протокол

Знакомство родительской общественности с планированием и задачами школы на 2017-2018 учебный год

Сентябрь

Классные руководители

Протокол

Общешкольное мероприятие «Семья основа духовного возраждения»

Сентябрь

Директор

Зам.дир. по ВР

Педагог-психолог

Классные руководители

Аналитическая справка

Консультирование родителей «Трудностям адаптационного периода учащегося» (по запросу)

Сентябрь, октябрь

Психолог

Аналитические справка

Спортивно-семейная эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья»

Сентябрь

Учителя физической культуры

Аналитическая справка

Лекторий «Правовая ответственность родителей»

Сентябрь

Инспектор школы

Родительское собрание «Адаптация первоклассника»

Сентябрь

Классные руководители 1- х классов

Педагог-психолог

Протокол

Родительское собрание «Особенности периода адаптации»

Сентябрь

Классные руководители 5-х классов

Педагог-психолог

Протокол

Выставка семейных газет.

Классные руководители

Информация

Родительская конференция “Роль мамы в жизни подростка”

Директор

Зам.дир. по ВР

Педагог-психолог

Протокол

Родительское собрание “Наказание и поощрение в семье: за и против”

Классные руководители

Педагог-психолог

Протокол

Лекторий «Кризисные периоды в развитии детей»

Зам.дир. по ВР

Педагог-психолог

Классные руководители

Информация

Собрание- практикум для родителей.

Классные руководители

Аналитическая справка

Лекторий «Поощрения и наказания и их роль в воспитании детей»

Зам.дир. по ВР

Педагог-психолог

Классные руководители

Информация

Собрания:

“Воспитание трудолюбия и ответственности у ребёнка в семье”;

“Профессиональные намерения и профессиональные возможности старшеклассников. Мотивы выбора профессии”.

Педагог-психолог

Классные руководители

Протокол

Конкурс творческих работ «Семейная родословная», посвященный истории своей семьи

Зам.дир. по ВР

Классные руководители

Информация

Лекторий «Конструктивное общение в семье и его влияние на развитие детей»

Зам.дир. по ВР

Педагог-психолог

Классные руководители

Информация

Любопытство – как одна из причин вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотиков (предупреждение вредных привычек)

Педагог-психолог

Классные руководители

Информация

Поздравление дедушек и бабушек села с Днем Победы.

Зам.дир. по ВР

Классные руководители

Информация

Лекция – консультация:

Профессиональная ориентация учащихся 9 классов

Педагог-психолог

Классные руководители

Информация

Конкурс сочинений

«Моя семья»

Классные руководители

Учителя русского языка и литературы

Информация

Совместная деятельность представителей родительской общественности, учащихся и педагогического коллектива в праздновании Нового года, Международного женского дня, Наурыз, Дня вооруженных сил.

В течение года

Зам.дир. по ВР

Классные руководители

Информация

Индивидуальные консультации родительской общественности по проблемам воспитания детей в семье (по запросу)

В течение года

Педагог-психолог

Аналитическая справка

Оказание помощи проблемным семьям

В течение года

Зам.дир.по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Информация

Тематические классные часы: “Перед матерью в долгу”, “Культура поведения в семье”;

В течение года

Классные руководители

Протокол

Регулярное посещение проблемных семей;

В течение года

Классные руководители

Социальный педагог

Акт посещения

Профилактическая работа с инспектором школы

В течение года

Классные руководители

Социальный педагог

Педагог-психолог

Информация

Индивидуальные отчеты классных руководителей о текущей успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися из проблемных семей;

В течение года

Администрация школы

Информация

Открытые занятия, мероприятия с участием родителей

В течение года

Классные руководители

Информация

Работы с неблагополучными семьями

В течение года

Классные руководители

Социальный педагог

Инспектор школы

Информация

Публикация в СМИ о деятельности Школы семейного воспитания

В течение года

Администрация школы

Пpoблeмa ceмeйного воспитания и его влияние на paзвитиe личнocти oxвaтывaют в нacтoящee вpeмя, нaциoнaльнyю кyльтypy и тpaдиции. Oднaкo paзpaбoтaнныx и oбъeктивныx дaнныx по этoмy вoпpocy всё eщё нeдocтaтoчнo. Оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмoциoнaльнaя дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке и другие аспекты семейного воспитания как вaжнeйшиe ycлoвия oбecпeчeния пcиxoлoгичecкoгo блaгoпoлyчия ребенка и его отсутствия имеют cлишкoм мнoгo acпeктoв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейное воспитание ребенка как основа его всестороннего развития

В современной отечественной психолого - педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс психолого - педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и психолого - педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств.

Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека.

Социокультурный феномен семьи, ее эволюция и стагнация (депрессия, застой), способность к дифференциации собственного опыта развития, удовлетворении базисных потребностей всех членов семьи в самоактуализации, безопасности, принятии и одобрении, личностном росте и становлении – эти показатели семьи тесно взаимосвязаны с биологическим, психологическим и социальным функционированием каждого члена семьи и особо значимы для детей.

Семья – своеобразный коллектив, его члены, разные по возрасту и по профессии, связаны узами родства, ведут общее хозяйство, в котором принимают участие и дети. Взаимоотношения членов семьи строятся на взаимной любви и уважении, понимании и принятии, поддержке и взаимопомощи. Особую атмосферу в семье создает коммуникативная культура общения между собой всех членов семьи: детей с родителями и прародителями, братьев с сестрами и т.д. От уровня взаимодействия членов семьи зависит обогащение жизненного опята детей, их духовно – нравственное становление. В современных условиях институт семьи рассматривается как основной в воспитании и развитии ребенка, наряду с семьей важную роль играют общественные и государственные учреждения (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.). Специфика воспитания детей в семье состоит в том, что, начиная с пренатального периода развития плода, первые дни, месяцы и годы жизни ребенка считаются самыми ответственными и трудными.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана сформировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям.

С рождением ребенка в семье появляются новые и сложные задачи, и одна из первых и основных таких задач – обеспечение физического развития и воспитания ребенка. Это уход за ребенком, своевременное и правильное питание, прогулки, закаливание организма и привитие санитарно - гигиенических навыков. Для детей раннего возраста важно организовывать игры с предметными игрушками (качать, кормить, катать, укладывать спать и т.д.). Эти игровые действия вводят ребенка в мир взрослых и совершенствуют его физические возможности, расширяют его кругозор.

Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д..

Воспитание в семье должно быть направлено на формирование культуры чувств. Это воспитание благовения (глубочайшего почтения), уважения к родителям, старшим, близкого к страху обидеть, огорчить родных и близких. Воспитание родителями благовения способствует формированию послушания , что особенно важно в современных условиях, когда отмечается утрата таких критериев, как «можно» и «нельзя». Воспитание благовения способствует формированию отношений к другому человеку, чувств понимания и страдания . Семья обязана создать условия для воспитания у ребенка чувство стыда, стыдливости, которое свойственно каждому человеку, что бы еще в детстве не дать ему заглохнуть. Важное место в воспитании детей в семье занимает культура потребления, воздержания, самоограничения . Для этого необходимо формировать у детей потребность и соблюдение режима дня, закаливания, выполнение обязанностей по дому, актуальность, умеренность в пище. Необходимо уделять особое внимание воспитанию правдивости у детей в семье, для этого родители, взрослые члены семьи должны быть примером на словах и в делах, не обманывать детей и не делать им ложных сообщений. Воспитание чувства воли – это воспитание характера. Еще А.С. Макаренко предлагал упражнения для воспитания воли и называл их «гимнастикой подведения». В современной педагогике и психологии накоплено достаточное количество упражнений на воспитание воли, например, похвалить себя за проявление волевых усилий: не хотел – а сделал, не мог – а научился и др..

Воспитание совести у детей в семье – это самое значительное в формировании духовности. Совесть – это выражение самосознания, это голос внутреннего «Я», это воспитание осознанной ответственности за себя. Н.Е.Щуркова в своих исследованиях отмечает, что совесть – это основа общечеловеческой нравственности. По ее состоянию определяется нравственность человека. Совесть может быть: спокойной, чистой, немощной, мертвой, «сожженной» - это крайне опасное состояние, человек теряет границы дозволенного, не чувствует ответственности, теряет чувство ценности мира, человека, творца. Это приводит к порокам и преступлениям.

Родители, взрослые в семье должны знать, что воспитание чувств у детей осуществляется через классическое чувство, которое присутствует в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Для этого необходимо читать, обсуждать прочитанное вместе с детьми, ходить в музеи, на выставки, в театры, анализировать увиденное, учить видеть и восхищаться прекрасным. Большое место в воспитании чувств у детей занимает слово . В современных условиях неблагоговейное отношение к слову, забвение его духовных основ, привело к обесцениваю, десакрализации (обеднению) активного словаря не только детей, но и самих взрослых. Подтверждением этого является частое употребление ненормативной лексики взрослого в семье, общественных местах, что служит дурным примером для детей.

Большая роль отводится семье в трудовом воспитании . Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни – профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще до школы, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания. Важно приучать детей к самообслуживанию, оказанию помощи семье по дому, хозяйству, радовать близких своим трудом. Родители, наблюдая за трудом своих детей с детства, их увлечениями, наклонностями, в дальнейшем помогут им в выборе профессии. Воспитание трудолюбия у ребенка является высшим нравственным показателем формирующейся личности.

Семья располагает благоприятными условиями и для эстетического воспитания детей. Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Чувство прекрасного начинается у ребенка со знакомства с яркой и красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. Экскурсии и походы всей семьей в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку оставляют неизгладимые впечатления, которые пронесет ребенок через всю жизнь. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, - в это время и происходит воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться. В эстетическом воспитании важно учить детей не только радоваться окружающей их красоте, но и обязательно понимать и беречь ее в природе, конкретных поступках, делах и мыслях.

Интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении. Задача родителей - создать в семье условия для умственного воспитания и развития детей. Важно научить детей наблюдать явления природы, сравнивать предметы и явления, выделять сходные и различные. Атмосфера интеллектуальной жизни в семье характеризуется тем, что взрослые и дети трудятся, книга у всех членов семьи – главный источник знаний, есть традиция современного чтения, просмотр телепередач. Не последнее место в умственном развитии детей занимают современные информационные технологии. Дети быстрее, чем взрослые, овладевают работой на компьютере, поэтому важно, чтобы родители дозировали время работы с ним, предлагали детям игры развивающего характера с постоянным усложнением, где ребенок должен проявить смекалку, умение анализировать. Однако без должного контроля со стороны взрослых есть опасность сформировать у детей компьютерную «игроманию».

Интимно-эмоциональная сфера семейных отношений и любовь к ребенку оказывают неповторимое в других условиях влияние на характер его гендерного воспитания. Особую важность в этой связи приобретает многообразие нравственных чувств, в формировании которых семья играет определяющую и незаменимую роль. Весь первичный опыт платонической любви и дружбы ребенок получает в семье и в первую очередь в виде любви и уважения матери. Научившись любит мать, он впоследствии, став взрослым, всегда с уважением будет относиться к женщине, материнству, семье. Только в семье рождаются нравственно-эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни, - супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности. В условиях семьи на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца – мужественности. Семья вносит известный вклад в становление психологического пола ребенка, включающего определенный набор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоциональных реакций и т.д.

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.

Считается, что социокультурная среда является ведущим компонентом семейного воспитания. Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с многими другими социальными общностями: образовательными (детский сад, школа, вуз), профессиональными, общественными, других семей. Чем шире и глубже связи с ними, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.

Социокультурная среда семьи играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка, в качестве которых на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи. Педагогически грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные потребности: заботу о близких людях, любовь к ним, духовное общение и совместные переживания, разумное потреблении материальных благ, исполнение по убеждению, привычке и чувству долга любого домашнего труда и т.д. Сначала семья, а затем совместно школа и семья составляют содержательно-организационное ядро целостного воспитательного процесса, вокруг и внутри которого концентрируются все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность.

От социокультурной среды семьи зависит формирование основ личности, ее отношение к жизни. В свою очередь, эффективность семейного воспитания зависит во многом от связи родителей со школой (детским садом). Взаимодействие семьи, школы, общественности есть живой процесс организации всей жизни детей.

Семье, как специфическому проявлению социокультурной среды, свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций между всеми ее членами, ответственное их исполнение. В ней формируется неформальное мнение по самым различным вопросам общественной жизни. Следовательно, социокультурная среда семьи - социальный микромир, отражающий всю совокупность общественных отношений к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному хозяйству, соседям и друзьям, природе и животным. Все это - основная питательная среда, в которой дети живут и которую отражают в себе.

Значение социокультурной среды семьи в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что существующие в ней взаимоотношения выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента своего рождения. Кроме того, в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего включения ребенка в их систему.

Формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь все то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребенка (именно действий, а не поступка) – ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершенному действию ребенок входит в контекст социальных отношений, уже играя определенную социальную роль. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, в том, что родители могут реализоваться в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья.


Люди, воспитанные без родитель­ской

ласки, часто искалеченные люди.

А. С. Макаренко

1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.

2. Характеристика семейной политики и демографии в России.

    Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе.

    Семейное воспитание и семейное право.

Базовые понятия: семья, семейное воспитание, функции семьи, типы семейного воспитания, типы семьи, педагогическая культура родителей, семейное право.

1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности

Семья - один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодей­ствие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В се­мье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатыва­ют у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойно­го и недостойного, справедливого и несправедливого.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в те­чение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закла­дываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже бо­лее чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрица­тельного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ре­бенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье лю­дей - родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем ни­какой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Так, често­любивые родители нередко в такой степени подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них чувства неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономи­ка, право, социология, демография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет тс или иные стороны ее функционирования и развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родите­лей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учрежде­ниями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (про­должении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Се­мья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он жи­вет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают.

К основным функциям семьи относятся:

    генеративная функция, обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популя­ции. Семья без детей духовно неполноценна.

На выполнение семьей своей генеративной функции оказывает влияние качество здоровья населения, уровень развития здравоохранения в стране и др. По оценкам экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого пита­ния и т. д.;

    функция первичной социализации воспитанников обусловлена тем, что родившиеся дети несут в себе только задатки, предпосылки, признаки «человека разумного». Для того чтобы ребенок постепенно входил в обще­ство, чтобы его задатки проявились, необходимо общение и деятельность именно в семье как первичной и первоначальной социальной единице.

Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим кли­матом, здоровыми отношениями между всеми ее членами;

    экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Глубинные соци­ально-экономические изменения, которые происходят в российском об­ществе, вновь активизируют те стороны экономической и хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее на­следования повышают роль семьи в экономических отношениях;

    гедонистическая функция, которую также принято называть функци­ей здоровых сексуальных отношений, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также важ­но, как потребности в еде, жилище и т. д. Поверхностное отношение к фи­зической близости, нерегулярные отношения со случайными партнерами вне семьи не только лишают физическую любовь ее психологического бо­гатства и глубины, но и влекут за собой печальные криминальные или ме­дицинские последствия;

    рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья - это сфера абсолютной защищенности, абсолютного при­нятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, фи­нансового положения и т. д. Здоровая, неконфликтная семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не всегда дружелюбного внешнего мира.

Воспитание детей - не только личное дело родителей, в нем заинтере­совано все общество. Семейное воспитание - часть общественного вос­питания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны фор­мирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощуще­ниях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых. Семья - основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в последующие периоды. В процессе семейного общения передастся жизненный опыт старших поколений, уро­вень культуры, образцы поведения.

Таким образом, семейное воспитание - это система воспитания и обра­зования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

Семейное воспитание - это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное поло­жение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отноше­ние к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жиз­ни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизнен­ном пути.

Каковы же задачи семейного воспитания? Они состоят в том, чтобы:

Создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

    передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

    научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направ­ленным на самообслуживание и помощь близким;

    воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

    гуманность и милосердие к растущему человеку;

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участ­ников;

    открытость и доверительность отношений в семье;

    оптимальность взаимоотношений в семье;

    последовательность старших в своих требованиях;

Оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, существует ряд частных правил, не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказа­ний, не морализировать, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.

Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитания. В первую очередь это воспитание таких качеств, как добро­желательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, тру­долюбие.

В последние годы возрастает роль религиозного воспитания в семье с его культом человеческой жизни и смерти, с множеством таинств и обрядов.

В основе семейного воспитания лежит любовь к ребенку. Педагогиче­ски целесообразная родительская любовь - это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сию­минутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

Выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность. Этот тип чаще всего характерен для родителей, излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания детям. Как правило, в таких семьях дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов социальной среды («уличных компаний» и др.).

Гиперопека. При данном типе жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с многочисленными запретами. В результате этого ребенок постепенно становится нерешитель­ным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Часто у детей, особенно у подростков, это выливается в бунт против родительского засилия, они могут принципиально нарушать запреты. Дру­гой разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумира» се­мьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптируется.

Воспитание по типу Золушки. Такой тип семейного воспитания характе­ризуется безразличием родителей к своим детям, холодностью, эмоцио­нальной отверженностью. Ребенок чувствует, что отец или мать его не лю­бят, тяготятся им, хотя со стороны может показаться, что родители доста­точно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, когда кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация спо­собствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание». За малейшую провинность ребенка сурово нака­зывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский отмечал, что страх - самый обильный источник пороков: жестокости, приспособленче­ства, угодничества и др.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. С ма­лых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возла­гаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких В таких случаях возможны невротические срывы, трудно складываются от­ношения с окружающими.

Синдром опасного обращения с детьми. Это один из самых недопустимых типов семейного воспитания, связанный с физическими наказаниями де­тей, когда на детей воздействуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в ко­нечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физиче­ским наказаниям подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, изде­ваться.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с деть­ми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотноше­ниях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений - вот зало­ги эффективного семейного воспитания.

В продолжение темы:
По именам

День учителя считается профессиональным праздником работников в сфере образования. В этот замечательный день ученики поздравляют своих учителей, дарят им цветы и конфеты,...

Новые статьи
/
Популярные