Критерии эффективности в работе с одаренными детьми. Анализ эффективности работы с одаренными детьми. Функции учителя английского языка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Актуальность проблемы одаренности постоянно возрастает за последние четверть века. В период перестройки встал вопрос осознании в стране интеллектуальной элиты, в 90¬е годы в рамках Федеральной целевой программы реализуется подпрограмма «Одаренные дети», вначале XXI в. обозначается проблема формирования конкурентно способной личности.

Одним из значимых, одновременно теоретически и практически сложным вопросом в названной проблеме является раннее выявление одаренности. В связи с этим необходимо соотнести одаренность с ее предназначением, целями и средствами ее развития. Соответственно это предполагает проработку теоретических сторон проблемы и в первую очередь уточнение понятийного аппарата, поскольку то, как раскрываются, например, понятия творчества и одаренности, определяет применение методов идентификации и соответствующих форм работы с детьми.

Научно обоснованные понятия творчества и одаренности необходимы не только для того, чтобы правильно провести отбор одаренных детей. Творчество и одаренность обеспечивают прогресс, высшие достижения, на которые способен человек. Это высшее новообразование психики. Это цель психического развития. Понятия творчества и рода одаренности не должны быть некой абстракцией, которую мы постигаем интуитивно.

Гипотеза исследования: Одним из значимых, одновременно теоретически и практически сложным вопросом в названной проблеме является раннее выявление одаренности. В связи с этим необходимо соотнести одаренность с ее предназначением, целями и средствами ее развития.

Объект исследования: одаренность.

Предмет исследования: выявления одаренности. В соответствии с проблемой, объектом и предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

Теоритический анализ научного знания на ему исследования;

Подбор диагностического инструментария;

Изучения уровня, характера, содержательной характеристики одаренности у детей дошкольного возраста;

Определить оценку одаренности в сферах у детей дошкольного возраста.

В качестве основных психодиагностических процедур нами использовались: опросник А.А. Лосевой "Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей.

Выборку исследования составили обучающиеся детского сада МБДОУ ДС №2 "Колокольчик" г. Старый Оскол. Всего было обследовано 16 воспитанников в возрасте от 4 до 5 лет.

Первый этап исследования поисковый: выбрана тема и методики, поставлена цель, определены задачи.

Второй этап исследования - эмпирический. На этом этапе проводилась организация и проведения эмпирического исследования.

Третий этап исследования обобщающий. Отрабатывались окончательные выводы и предложения, осуществлялась проверка и обработка результатов исследования, проводилось обобщения, систематизация, описания полученных результатов.

Апробация и внедрения результатов исследования. Полученные результаты апробировались на внуривузовской студенческой научно- практической конференции по СОФ НИУ «БелГУ».

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

Во введении обосновывается актуальность работы, определяется объект и предмет исследования, его цель, задачи, показываются пути апробации и внедрения результатов.

В первом разделе «Теоритический основы исследования одаренности» обосновывается проблема развития одаренности, раскрывается понятия «одаренность», анализируются подходы к раскрытию данного понятия, рассматривается структура и развития одаренности.

Во втором разделе « Эмпирическое исследования одаренности» определяются задачи, содержания и результаты исследования; описывается диагностическая база исследования в соответствии с поставленными задачами изучаются особенности одаренности; анализируются пути, способствующие успешному преодолению.

В заключение обобщаются результаты исследования. Излагаются основные выводы, выделяются перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОДОРЕНОСТЕЙ.

1.1 Определения и свойства одаренности

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидна мысль о том, что свои дары природа поравну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одарённым принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большенства. По этому большенство учёных называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда и воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. И подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант. Это простая и, казалось бы очевидная мысль с большим трудом пробивала себе дорогу в отечественной педагогике и педагогической психологии.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми")

Одаренность является следующим уровнем развития личности. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения.

Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Способности можно определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности.

Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности - результаты закрепления не способов действия, а психических процессов, посредством которых действия и деятельности регулируются. Подобно этому и характер представляет собой обобщенную и в личности закрепленную совокупность не способов поведения, а ПОБУЖДЕНИЙ, которыми оно регулируется.

Способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков(одарённости) индивидуально-психологические особенности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Общая одаренность - это уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Впервые предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX в. английский ученый Ф. Гальтон. (В.Н. Дружинин)

Специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность - это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей.

Если говорить об эволюции понятия одаренности, то его необходимо соотносить с понятием творчества, поскольку оно появляется как его объясняющее. Представление о творчестве в культуре связано с самого начала с понятием одаренности. Поскольку на земле творец один -- Бог, то одаренность сначала (о чем говорит корень слова) -- это дар от Бога

Одаренность -- причина, творчество -- следствие.

Одаренность дана человеку, творчество -- результат его труда.

Таким образом, данное определение понятия одаренности позволяет отойти от представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества, т.е. преодолеть редукцию этого понятия. Следует помнить, что понятие «система» не синоним понятия «комплекс» как сумма компонентов. Система подразумевает процессинтеграции, т.е. целое обладает новым свойством по сравнению со свойствами ее компонентов. Понятие одаренности может быть раскрыто лишь в рамках системного подхода.

Еще в 1935г. С.Л. Рубинштейн писал, что одаренность нельзя отождествлять с качеством одной функции, даже если это мышление. «Функции являются продуктом далеко идущего анализа, выделяющего отдельные психологические процессы… Одаренность, так же как и характер, определяет более синтетические, комплексные свойства личности»

Во многих общеобразовательных учреждениях одар?нными традиционно считают детей, имеющих склонности к музыке, живописи, учащихся, побеждающих на олимпиадах или набирающих высокий балл по результатам ЕГЭ.

В психологии же одар?нными детьми, или вундеркиндами (от нем. Wun-derkind, дословно - чудесное дитя) признаются дети, которые превосходят уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в ран-нем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам - становятся чемпионами. Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей не равны, старо как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся философы древности, и их менее осведомлённые в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Так же давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве.

Естественно, что и самих исследователей и общество в целом из давно волновал вопрос происхождение и природа этих различий. Но человеческая психика из всех явлений действительности - наиболее трудно познаваемый объект. Вероятно, по этому генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их "внеземном", божественном происхождении. Выдающийся человек (гений), по мнению древних, счастливый избранник богов. Он послан на землю для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию.

1.2 Классификация одаренностей

Согласно Теплову, нельзя понять одаренность, если ограничиваться лишь анализом специальных способностей и связанных с ними особенностей творчества. Б.М. Теплов подчеркивает, что «личность крупного музыканта не исчерпывается «музыкальными» в собственном смысле слова свойствами» [там же]. Разбирая приемы творчества гениальных музыкантов, Б.М. Теплов указывает на ряд особенностей их личности, которые выходят за пределы музыкальности. Так, говоря о Римском Корсакове, Теплов выделяет присущую ему силу, богатой инициативность выражения, неудержимую потребность сочинять, изобретать, строить, комбинировать, силу зрительного воображения, развитое чувство природы. Значительным музыкантом, как подчеркивает Б.М. Теплов, может быть только человек с большим духовным, интеллектуальным и эмоциональным содержанием.

Необходимо знать и понимать представление наших классиков об одаренности, так как многие авторы, апеллируя к пониманию одаренности как системного качества, сводят ее только к способностям как системе. В таком случае все является системой и даже «бездарность», и мы не делаем шага вперед в понимании одаренности.

В развиваемом нами понимании особо яркая одаренность или талант свидетельствуют не только о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, но и, что особенно важно, интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу. Их интенсивность и полнота определяют динамику индивидуального развития одаренности. Регресс этих процессов объясняет исчезновение одаренности

То, как дано определение понятия одаренности, определяет и ее виды, саму классификацию одаренности. Соответственно в «Рабочей концепции одаренности» обоснованы критерии их выделения и систематизации. Таких критериев выделено пять. Это в первую очередь « влеятельности и обеспечивающие ее сферы психики». По этому критерию виды одаренности выделяются на пересечении традиционных пяти видов деятельности:

а) практической:Одаренность в ремеслах. спортивную.

б) теоретической (познавательной деятельности):Интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных наук, интеллектуальных игр и др.)

в) художественно-эстетической: Хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

г)коммуникативной: Лидерскую, организационную и аттрактивную одаренность.

д) духовно ценностной: Одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы. При этом деятельность, ее психологическая структура выступают в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, формирующего тот их состав, который необходим для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные компоненты одаренности у различных людей могут быть выражены в разной степени. Вместе с тем яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных деятельностью (или резервы самых разных способностей человека позволят компенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, не обходимые для успешной реализации деятельности), но главное (см. выше) так же об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

Следующие критерии связаны со степенью сформированностии формами проявления одаренности. По критерию «степень форсированности одаренности» дифференцируется:

Актуальная одаренность;

Потенциальная одаренность.

Актуальная одаренность -- это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок -- это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизной социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности)как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.В пользу выделения потенциальной одаренности следует рассматривать тот момент в определении одаренности, который предусматривает ее формирование на протяжении всей жизни. Следовательно, на определенном отрезке жизни человека можно говорить об этапе ее становления. Кроме того, путем выделения потенциальной одаренности снимается постоянная альтернатива: «все дети являются одаренными» --«одаренные дети встречаются крайне редко». Одаренность присущая многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует только часть детей.

При понимании всей теоретической сложности, неясности природы этой формы и ее наличия вообще доминирующим является стремление не «упустить» ни одного ребенка, требующего внимания педагога. Поэтому выделение потенциальной одаренности продиктовано гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей.

1.3 Психологические особенности исследования одаренностей

Главной задачей психологов и педагогов является выявление детей с признаками общей одаренности, и прежде всего тех, чья любознательность и потребность в познании выходит за рамки традиционной программы обучения. Следует отметить, что особое внимание при разработке методов обследования авторами было уделено отбору заданий, интересных для детей и позволяющих оценивать их качества незаметно, в ходе игры и общения, без строгих проверок и экзаменов.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью.Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. В свете разработанных Федеральных стандартов дошкольного образования проблема выявления одаренных детей должна быть переформулирована как проблема создания условий для их интеллектуального и личностного роста.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).Навешивать ярлыки «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлык и могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.

Для выявления особенностей конкретных проявлений одаренности, связанных с попытками ее реализации в различных видах деятельности, в процессе мониторинга можно ориентироваться на приведенные выше виды и признаки одаренности, с учетом возрастной специфики их проявлений.

Диагностические процедуры следуют за предварительным этапом, целью которого -- предоставить родителям информацию, на основе которой они могли бы решить, совпадают ли цели обучения с их устремлениями, а также с возможностями и интересами ребенка.

Первый этап психологического обследования детей.

На первом этапе проводится экспресс оценка ряда показателей готовности детей к обучению в школе (умения слушать и понимать объяснение и действовать по инструкции) и развития их интеллектуальных (логических) способностей.

Второй этап психологического обследования детей. Это этап собеседования, который является основным для общей оценки интеллектуального развития детей, их творческого мышления и мотивационно личностных особенностей.

Детский возраст -- время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость явления «одаренность». Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности -- это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Особое значение имеют собственная активность ребенка, психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Повторим: наше понимание феномена одаренности отличается от распространенного взгляда, приравнивающего одаренность к проявлению высокого уровня развития общих умственных и специальных способностей. Мы считаем, что одаренность является результатом целостного процесса становления личности ребенка. Одаренность является результатом интеграции способностей, мотивационного, эмоционального и волевого развития, проявляющегося в способности к развитию деятельности по своей инициативе.

Данное определение позволяет подойти к пониманию психологической структуры одаренности.

Психологическая структура одаренности предполагает следующие неотъемлемые составляющие:

1) высокий или выше среднего уровень развития способностей, необходимых для осуществления успешной деятельности; качество их интеграции, обеспечивающее компенсацию недостаточного развития отдельных способностей (сфера «могу, умею делать»);

2) сформированный уровень психической регуляции, в основе которого лежит механизм становления и функционирования высших психических функций. Само регуляция в структуре одаренности отвечает за возможность реализации замыслов детей в их деятельности, возможность реализовать свои способности, получить результат (сфера «буду делать»);

3) доминирование познавательной мотивации в структуре личности, приоритет духовных и познавательных ценностей.

Главенствующая роль духовного развития в становлении творческой личности подчеркивается как отечественными (К.А. АбульхановаСлавская, Д.Б. Богоявленская, А.А. МеликПашаев, В.И. Моросанова,С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Б.М. Теплов и др.), таки многими зарубежными исследователями (Э. Ландау, П. Рензулли,Р. Стернберг и др.). Подлинно одаренным может быть только ребенок, глубоко и искренне увлеченный деятельностью, соответствующей области его способностей. Именно доминирование внутренней мотивации и определяет способность ребенка к развитию деятельности по своей инициативе, проявлению подлинно субъектной, авторской позиции.

4) При рассмотрении структуры одаренности в дошкольными младшем школьном возрасте необходимо учитывать и уровень развития ведущей деятельности. Вслед за О.М. Дьяченко (О.М. Дьяченко,1997) мы считаем, что только при условии полноценно прожитых возрастных периодов детства ребенок может реализовать свои возможности в специфических для возраста видах деятельности как субъект,как творец. Чем младше ребенок, тем весомее доля возрастных закономерностей развития в структуре одаренности.Первые три составляющие характеризуют уже сформированную, сложившуюся личность одаренного взрослого, где уровень и направленность мотивационного развития является система-образующим фактором. Характер мотивационного профиля, за которым стоит система личностных ценностей, может быть как стимулирующим, таки тормозящим развитие способностей ребенка фактором. Это определяет приоритет воспитания личности в психолого педагогической работе с одаренными детьми.

В дошкольном детстве структурные составляющие одаренности являются взаимно переплетающимися линиями психического развития ребенка -- предпосылками, вносящими свой вклад в процесс ее становления.

Если проблемы развития будут отражать дефицитарность структурных компонентов одаренности, то даже очень яркие проявления признаков одаренности в детстве останутся ростками, так и не давшими жизнь подлинной одаренности, а незаурядные достижения станут «прошлым», не получившим развитие. Поэтому здесь мы считаем более адекватным говорить не об «угасании» одаренности, как это принято, а о том, что одаренность не смогла сложиться. Если выше названные проблемы связаны с иными причинами (дизонтогенезом, отходом от генеральной линии развития по отдельным его аспектам) и ребенок не получает своевременную помощь, то в старшем возрасте имеющиеся проблемы или станут непреодолимым препятствием на пути реализации одаренности, или могут быть компенсированы, но путем огромных волевых усилий, что может приводить к подрыву общих резервов организма и психики. И одаренность, «выпестованная» в детстве, может «угаснуть». Именно недоучет проблем развития, которые при стечении жизненных обстоятельств могут нивелировать уже развивающуюся одаренность, мы вкладываем в понимание дисгармоничного пути развития одаренности.

В связи с этим необходимо определить характер и механизмы возникновения проблем развития, которые могут стать барьером в становлении одаренности.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Проведя исследования по проблеме выявления одаренности у дошкольников, можно сделать выводы:

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми")

Способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков(одарённости) индивидуально-психологические особенности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Классификация одаренностей: практическая,теоретическая,художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно ценностная.

В дошкольном детстве структурные составляющие одаренности являются взаимно переплетающимися линиями психического развития ребенка -- предпосылками, вносящими свой вклад в процесс ее становления.

РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ

2.1 Организация и методы исследования одаренно с ти

В настоящем параграфе мы остановимся на описании выборки испытуемых и обработки полученного эмпирического материала.

Диагностика одаренности в дошкольном детстве проводилась поэтапно. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе исследования выбрана тема и методика, поставлена цель, определены задачи.

На втором этапе организовано и проведено эмпирическое исследование диагностики одаренности в дошкольном детстве. Проводилась диагностика, проверялась гипотеза, выполнялись задачи.

На третьем этапе исследования обобщающем, обрабатывались окончательные выводы и предложения, осуществлялась проверка и обработка результатов исследования, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов. Основными методами исследования выступили: анализ, обобщение результатов исследования, методы математической статистики.

Для диагностики одаренности основными методиками были выбраны: "Карта одаренности" Хаана и Каффа . Методика оценки общей одаренности Савенкова А.И.

Цель: оценка одаренности учащихся педагогами и родителями.

Методика проведения: Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов.(приложения 1) .

Методика оценки общей одаренности Савенкова А.И. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Методика проведения: Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик (приложения 3), обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: 5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко; 3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому; 1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

В диагностике приняли участие воспитанники подготовительной группы МБДОУ ДС №2 "Колокольчик" г. Старый О скол. Всего было обследовано 30 воспитанников.

2.2 Результаты исследования одаренности

В этом параграфе представлены результаты изучения одаренности по выборке. Основной задачей проведенного исследования являлась выявления оценки одаренности у детей дошкольного возраста .

Обработка полученных результатов по каждой методике проводилась в два этапа:

Первичная обработка результатов.

После обработки результатов была проведена работа, направленная на выявления оценки общей одаренности по самостоятельным областям поведения и деятельности группы.

Интерпретация результатов обслед ования с помощью "Карта одаренности" Хаана и Каффа.

Основной задачей проведенного исследования являлась выявления оценки одаренности.

одаренность дети учащийся родитель

Таблица 2.1 Результаты констатирующего эксперимента по десяти самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка(приложения 1).

Имя Фамилия

3.Света Р.

7.Наташа Ю.

11. Алина Е.

16.Алена В.

17. Олег В.

19.Настя Б.

20. Петя Д.

22. Вера С.

23.Сережа Н.

25. Маша Л.

26. Витя С.

27. Таня Д.

28. Данил Г.

29. Галя Т.

В таблице 2.1 показаны результаты выявления средней оценки характеристик на каждого воспитанника в группе. Наглядно анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению средней экспертной оценки одаренности.(рис. 1.)

Таблица 2.2 Общие результаты группы на выявление оценки одаренности.

№ характеристики

Названия вида одаренности

Средняя оценка

Интеллектуальная

Творческая

Академическая

Художественно изобразительная

Музыкальная

Литературная

Артистическая

Техническая

Лидерская

Спортивная

Рис. 1. Показатели результатов средней оценки одаренности.

Показатели ярко выявили представления детей в разных аспектах характеристик одаренности. При анализе результатов опроса, мы использовали принципы качественного анализа, что предполагает учитывать каждую характеристику,которая присуща воспитаннику в наивысшей степени.

Выявлена общая оценка группы по рис. 1 видно, что художественные достижения выше, чем в остальных характеристик. Что говорит о том что дети проявляют большой интерес к занятиям в художественной сфере: прибегают к рисунку (Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.)или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, в свободное время, охотно рисуют.

Так же выявлена что дети в группы менее развиты в техническом виде одаренности.

На основании полученных данных при помощи опросника для выявления одарённых детей " методики Хаана и Каффа можно констатировать, что дети в группе больше предпочитают художественную деятельность (рисованию,лепки) чем в технической характеристике.

Интерпретация результатов обследования с помощью « Методика оценки общей одаренности» Савенкова А.И.

Основной задачей проведенного исследования являлась выявления оценки одаренности по характеристикам (приложения3) .

Таблица 2.3 Результаты констатирующего эксперимента группы по девяти характеристикам (приложения 3).

Имя Фамилия

№ характеристики.

3.Света Р.

7.Наташа Ю.

11. Алина Е.

16.Алена В.

17. Олег В.

19.Настя Б.

20. Петя Д.

22. Вера С.

23.Сережа Н.

25. Маша Л.

26. Витя С.

27. Таня Д.

28. Данил Г.

29. Галя Т.

В таблицы внесены оценки одаренности каждого воспитанника в группе по характеристикам.

Таблица 2.4 Общие результаты группы на выявление средней оценки одаренности по характеристикам.

№ характеристики.

Названия характеристики.

Средняя оценка.

Любознательность.

Сверхчувствительность к проблемам.

Способность к прогнозированию

Словарный запас.

Способность к оценке.

Изобретательность.

Способность рассуждать и мыслить логически.

Настойчивость.

Перфекционизм.

В таблице показаны результаты средней оценки по каждой характеристики группы.Наглядно анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению средней оценки одаренности (рис 2.)

Показатели ярко выявили представления детей в разных аспектах одаренности. При анализе результатов, мы использовали принципы качественного анализа, что предполагает учитывать каждую характеристику,которая присуща воспитаннику в наивысшей степени.

Выявлена общая оценка группы по (рис. 2) видно что дети в этой группе оценка (9.1) выше в «любознательность» характеристике это проявляется в поисках новой информации и стремление задавать много вопросов (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Более высокая оценка (9.4) в характеристике «настойчивость» это проявляется в умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех, стремления упорно двигаться к своей цели.

Так же выявлено что дети в группе менее развиты в «Способность рассуждать и мыслить логически» характеристики это видна по диаграмме из всех характеристик у детей самая низкая оценка (4.4) это проявляется в не умение правильно излагать свои мысли, высказывать собственные суждения.

На основании полученных данных при помощи« Методика оценки общей одаренности» Савенкова А.И. можно констатировать, что у детей высокие показатели в характеристики любознательности и настойчивости что характерно для детей в дошкольном возрасте. Воспитанники любопытны и стремятся к познанию нового,упорно двигаются к своей цели это проявляется в поведении и во всех видах деятельности воспитанников. В основном у детей положительные показатели по остальным характеристикам.

Показатели группы вычисленные по результатам средних оценок воспитанников (рис.3).

Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу(рис.3).

Проявление признаков одаренности у детей начинается уже на ранней ступени образовательного процесса - в дошкольных учреждениях. Поэтому одной из приоритетных задач педагогического коллектива дошкольного учреждения в реализации подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» является создание и организация условий по выявлению природных задатков воспитанников.

На сегодняшний день в нашей стране существует значительное количество разных программ для развития одаренных детей, основанных на различных теоретических моделях одаренности. Почти в каждую модель включаются личностный (мотивация) и когнитивный (интеллектуальные и творческие способности) компоненты.

Но, как известно серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики. Его можно добиться только имея целостную систему, программу, то есть работать систематически и целенаправленно в данном направлении.

В последнее время уделяется большое внимание составлению программ именно по развитию одаренных детей. Основная причина сбоев в этом направлении была в том, что уровень и темп развития способностей у каждого ребенка индивидуален. Поэтому при составлении плана программы для одаренных детей необходимо, чтобы программа учитывала самораскрытие одаренных ребят; оно должно охватывать умственное, эмоциональное и социальное развитие и учитывать индивидуальные различия детей. Программа также должна удовлетворять потребность в новой информации, одаренный ребенок должен быть широко информирован; должна помочь ребенку в самовыражении. Необходимо, чтобы программа предусматривала развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического приложения. Программа должна поощрять инициативу детей.

Но прежде чем начинать работу с одаренными детьми, этих детей необходимо выявить из группы, если таковые есть. Система выявления одаренных детей включает в себя наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности); анкетирование взрослых (родителей и воспитателей); групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности и т.д.

Основным подходом в выявлении одаренных детей является комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и воспитателей. Желательно использовать разные методики отбора детей и в дальнейшем постоянно наблюдать за их успехами.

Дети с творческим мышлением отличаются независимостью, не комфортностью поведения, способностью находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку, прежде всего их творческих наклонностей.

Дети с преимущественным преобладанием в художественных способностях, он с ранних лет проявляют склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости, потому что эти дети обычно отличаются высокой ранимостью.

Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации.

На третьем этапе работы с одаренными детьми наибольшая роль отводится воспитателям, задача которых - развивать и углубить их способности.

Вопрос одаренности на сегодняшний день становится все более актуальным. Это связано прежде всего с потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Наше время требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Выявление на ранних стадиях, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования и воспитания. Но низкий уровень психологической подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими неординарность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их индивидуальных качеств и всей их деятельности. Достаточно часто творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы. Очень сложно изменить систему образования, перестроить отношение воспитателя к одаренному ребенку.

Среди педагогов и психологов существует такое мнение, что одаренным детям не нужна помощь и поддержка взрослых, особое их внимание и руководствео. Но наоборот из-за личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому воспитателям, занимающиеся с одаренными детьми, необходимо быть очень терпимы к критике вообще и себя в частности. Одаренные дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление агрессии к себе. В итоге ребенок выглядит отвлекающимся, непоседливым, постоянно на все реагирующим. Для этих детей не существует правил (все как у всех), особенно если они не совпадают с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Поэтому необходимо понимать, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Воспитателю, психологу, работая с одаренными детьми необходимо: изучать индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка; уважать и обсуждать любую идею ребенка; поверить в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым; подготавливаясь к занятиям...

Подобные документы

    Теоретические аспекты изучения детской одаренности. Определение понятий "одаренность" и "одаренный ребенок". Признаки одаренности. Виды одаренности. Принципы и методы выявления одаренных детей. Факторы, влияющие на развитие одаренности.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2003

    Понятие интеллекта, интеллектуальной одаренности, диагностика уровня ее развития в средней школе. Виды одаренности и их признаки. Условия развития одаренности детей. Экспериментальное исследование выявления эмоциональной одаренности школьников.

    дипломная работа , добавлен 29.07.2011

    Зарубежные педагоги и психологи об одаренности обучаемых людей. Исторический экскурс в исследования проблемы одаренности. Подготовка педагога для работы с одаренными детьми. Основные виды одаренности. Выявление, воспитание и поддержка одаренных детей.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2016

    Психологические особенности развития личности младшего школьника. Принципы и методы выявления одаренности у детей в школьном возрасте. Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2014

    Теоретические основы детской одаренности. Психолого-педагогические основы развития одаренности в дошкольном возрасте. Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте. Методы выявления и диагностики одаренности у детей.

    дипломная работа , добавлен 14.02.2007

    Многогранность одаренности. Познание. Психосоциальные аспекты. Физические характеристики одаренности. Родителям на заметку. Открытие ребенка. Методы и способы исследования творческой активности дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2007

    дипломная работа , добавлен 08.06.2015

    Понятие одаренности. Типология одаренности. Кризисы детской одаренности. Кризис креативности, интеллектуальности, мотива достижений. Детская одаренность и школьное обучение. Концепции к конструированию содержания образования. Выявление одаренных детей.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2005

    Понятие одаренности детей: жизнь в школе и проблемы социализации. Кризисы детской одаренности. Особенности обучения одарённых детей, основные задачи работы с ними. Пути реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2012

    Понятие, определение и виды одаренности у детей. Различия в степени, качестве и направленности одаренности человека. Особенности работы с одаренными детьми. Психосоциальная чувствительность в младшем школьном возрасте. Самостановление одаренной натуры.

«Виды моделей данных» - Имитационное моделирование. Наглядные пособия. Классификация моделей. Информационные модели. Одномоментный срез. Цель моделирования. Вопросы для обсуждения. Кружки. Модели. Погода. Табличные модели. Элементы системы. Этапы моделирования. Системы. Граф. Объект. Моделирование в Интернет. Классификация.

«Математическая модель» - Процесс мат. моделирования. Абсолютная погрешность – разность между истинным значением числа и приближенным. 3. Погрешности метода. Проведение математического исследования. Численные методы. Физическая модель. Математическая модель. При решении научно-технических задач в основном используются вещественные числа.

«Принципы построения математических моделей» - Устойчивость состояния равновесия. Уравнение Михаэлиса-Ментен. Варианты. Конкурентное ингибирование. Наклон прямой. Сила катализа. Ферментативная реакция. Концентрация фермент-субстратного комплекса. Объем культиватора. Графическое выражение. Сравнение конкурентного и неконкурентного ингибитора. Скорость роста микроорганизмов.

«Формы представления моделей» - Схема второго этажа. Используется для описания объектов, обладающих одинаковым набором свойств. Описание модели с помощью формального языка. Компьютерная программа. Иерархическая модель. Кроме данных форм представления существуют другие формы представления моделей. Чертежи домов. Блок – схема алгоритма.

«Имитационные модели» - Этапы микроимитации. Проблемы в микроимитации. Имитация других событий. Метод Монте-Карло. Изучение влияния образования на уровень рождаемости. Имитация изменений состава домохозяйства. «Балансирование» числа событий в процессе имитации. Имитационные модели. Демографические модели. Имитационные модели рождаемости.

«Виды моделей» - Модель также может быть НЕ АДЕКВАТНОЙ. Моделирование - процесс создания и использования моделей. Модели моделирование. 3. Моделирование. Немасштабные: кукла; детский рисунок. Вставить клип!!! 9. Виды моделей по отраслям знаний. 1. Основные понятия. 7. Виды моделей в зависимости от времени. 4. Адекватность моделей.

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества и проверенные методы работы с одаренными детьми.

Номинант Национальной премии в области литературы «Поэт года-2014».

Место работы: МБОУ СОШ №7 (Новониколаевский кадетский корпус) Дзержинского района города Новосибирска.

Телефон: 267-86-10, 267-68-01.

На сегодняшний день в педагогической науке выделяется несколько видов одаренности детей.

    Академическая одаренность (высокая способность к учению и обучению).

Признаки: высокий интеллект, хорошая долговременная память, легкое и быстрое усвоение материала.

    Интеллектуальная одаренность (умение анализировать, мыслить и рассуждать). Признаки: ученик задает много необычных вопросов, остро реагирует на все новое, ясно и правильно выражает в речи свои мысли.

    Художественная одаренность.

Признаки: ребенок любит рисовать, лепить из пластилина или глины, сочинять сказки или писать стихи и рассказы, видит в обычных окружающих предметах необычные фантастические образы, выражая при этом свои эмоции и настроения, любит музыку, обладает хорошим слухом, легко и правильно голосом воспроизводит мелодии, легко обучается игре на музыкальных инструментах, высоко и правильно оценивает произведения искусства: живопись, скульптуру, музыку, литературу.

    Творческая одаренность (умение мыслить оригинально, не шаблонно).

Признаки: ребенок интересуется игрушками, в основе которых есть механизмы: моторчики, редукторы, лампочки и т.п., любит разбирать игрушки, бытовые электроприборы и конструировать из деталей различные поделки и модели, разбирается в технике.

    Психомоторная одаренность (спортивная).

Признаки: ребенок быстро овладевает спортивными снарядами и инвентарем, физически развит, энергичен, легко выполняет спортивные нормативы для своего возраста.

Одаренность в одном чистом виде, как правило, не встречается. Одаренный ребенок талантлив во всем, поэтому встречается сочетание одновременно нескольких видов одаренности с преобладанием какого-либо одного вида. Задача педагога в этом случае – увидеть вид наибольшей одаренности ребенка и направить это качество по нужному пути развития.

Учитывая перечисленные выше признаки, можно составить портрет одаренного ребенка:

    Задает много вопросов, проявляет интерес к разного рода вещам, иногда не по возрасту.

    Смело высказывает свое мнение и умеет отстаивать его.

    Обладает богатым воображением и фантазией, имеет много идей, иногда сумасшедших, часто решает задачи нетрадиционным способом.

    Имеет развитое чувство юмора.

    Воспринимает красоту окружающего мира. Хорошо рисует, пишет сказки, стихи.

    Стремится к самовыражению, хочет выделиться и быть не таким, как все.

    Преимущественно умеет сглаживать конфликты, тактичен в отношениях с окружающими, но бывают и единичные исключения.

    Любит поисковую и исследовательскую работу.

    Иногда склонен к рискованным, авантюрным действиям.

В дальнейшем в статье пойдет речь о критериях оценки одаренности детей в области литературного творчества и о тех практических методах работы с ними, которые дают на взгляд автора наибольший результат.

Многие исследователи данного вопроса считают основным критерием литературной одаренности детей выявление эстетического отношения автора литературного произведения к окружающей действительности.

Например, для выявления эстетического отношения к действительности А.А. Мелик-Пашаев предлагает ученику дать описание двух предметов, различных по своему виду и принадлежности, фиксируя все определения и характеристики предметов, данные учеником. Результатом анализа является соответствие эстетического отношения к действительности ученика одному из пяти уровней. Для первого уровня свойственно отсутствие признаков художественного типа, когда ребёнок даёт предметам безоценочно-описательные определения. Для второго уровня характерно появление единичных элементов художественного описания, однако в целом описание остаётся конкретно-предметным. На третьем уровне обнаруживается стремление поведать о «душе» предмета, его внутренних свойствах. На четвёртом уровне ребёнок обнаруживает большую эмоциональную отзывчивость, интерес к предмету. Описание строится преимущественно из оценочных определений. На высшем – пятом уровне ученик стремится к оформлению своего впечатления в целостной, выразительной и завершенной форме художественного типа. Данный уровень свидетельствует о том, что ребёнок занимает позицию потенциального автора художественного произведения, а, следовательно, обладает признаками индивидуальной одарённости.

О.Л. Иванова относит его эстетическое отношение к действительности к одному из трёх уровней – низкому, среднему и высокому. Для низкого уровня характерно аналитическое восприятие, когда ребёнок выделяет отдельные свойства предметов; целостное впечатление возникает в результате сложения впечатлений из отдельных предметов и их свойств. Средний уровень отличает обобщённое восприятие, когда ребёнок видит целое как сложение разных частей, выявляя отношение между ними. На высшем уровне ученик демонстрирует целостное видение, в котором соединяются обобщённое и аналитическое восприятие, порождающее развивающийся образ.

Критерии развития детской художественной одарённости:

1. Эстетическое отношение к действительности.

Восприятие действительности, степень увлечённости, любования им, восприятие его эмоционального тона.

Преобладание безоценочно-описательных характеристик

Преобладание эмоционально-оценочных характеристик

Преобладание образных описаний предметов (образы-метафоры, образы-характеры, образы-картины)

2. Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности других людей

Ребёнок не проявляет интереса к работам других детей

Проявляет интерес к работам других детей, чтобы сравнить их со своей работой с целью обнаружить в них недостатки

Проявляет большой интерес к творческой деятельности других детей. Может оценить качество работ – своих и других людей, радоваться их успехам

Практически все исследователи этого вопроса отмечают и другие немаловажные критерии художественной одаренности детей.

3. Развитие воли к выражению творческой компетентности.

4. Проявление самостоятельности в решении поставленной задачи.

5. Творческая инициатива.

6. Оригинальность замыслов и образов.

7. Владение материалом и художественной формой (единство формы и содержания).

8. Эмоционально-ценностное отношение к предмету изображения, богатство ассоциаций, сравнений и метафор.

Все эти критерии одаренности имеют место и не подлежат сомнению, и как руководитель детского литературного клуба я их использую в своей работе.

На основании этих критериев я разработал оценочные уровни для детской одаренности:

    Подражательный – уровень воспроизведения подобного.

    Подмастерье – подражательный уровень с некоторыми элементами мастерства.

Понятно, что две последние категории встречаются крайне редко (раз в столетие), поэтому задачей руководителя детского литературного клуба считаю развитие мастерства в работе с художественным словом, не исключая при этом более высоких ступеней, к которым каждый мастер должен стремиться.

В работе руководителя определяются два этапа:

а) диагностика одаренности;

б) развитие одаренности.

На первом этапе даю задание всем учащимся написать стихотворение или рассказ на заданную тему с обязательным прочтением какого--либо оригинального талантливого образца. Причем больше задевает за живое образец, написанный предыдущим поколением талантливых авторов, которые уже покинули стены школы. При этом показываю первый том Антологии школьной поэзии с фотографией и произведением автора. Антология вышла в печать в Новосибирске в 2009 году в Издательском Доме «Вертикаль». В 2016 году планируется издать второй том с лучшими произведениями учеников – победителей районных, городских Всероссийских и Международных литературно-исторических конкурсов.

Лучшие работы, соответствующие вышеперечисленным критериям, отбираются, и дальнейшая работа продолжается с детьми, имеющими ту или иную степень одаренности. Дальнейшая работа строится по индивидуальному принципу, но обязательно следует проводить и общие читки произведений (у нас это называется литературными посиделками).

Приглашаем на встречи с членами литклуба «Пегас» Ветеранов Великой Отечественной войны, писателей и поэтов. Частый гость в нашей школе – член Союза писателей России Владимир Павлович Романов – известный новосибирский поэт. Ученики пишут стихи к урокам истории и обществознания. Традицией школы стал ежегодно проводимый конкурс «Мы против наркотиков!». Ему посвящается номер альманаха. Проводим литературно-художественные конкурсы и вечера, где звучат детские стихи лучших авторов. В 2013-2014 г.г. победители городского литературного конкурса «Щукинское перо» выступали трижды на областном депутатском радио «Слово», где читали стихи и рассказы, посвященные 120-летию родного Новосибирска и Дзержинскому району, в котором мы живем и учимся. Эти крупные мероприятия стимулируют многих детей к созданию своих произведений. Раз в четверть в школе издается литературно-художественный альманах «Пегас» с произведениями, фотографиями и рисунками авторов, которые мы отправляем на конкурсы (от районных до Международных), и результаты не заставляют долго ждать. В апреле-мае 2014 года Амбурцев Иван, Бармина Алена, Дозорова Анастасия и Чугаев Алексей стали Лауреатами городского конкурса «Щукинское перо» в номинации «Моя малая Родина».

Особо следует отметить участие не только членов литклуба «Пегас», но и учащихся кадетских классов нашей школы во Всероссийском историко-литературном конкурсе, посвященном 70-летию Победы. Дипломы Лауреатов получили:

Рыжкова Евгения (Высшая категория), Емельянова Анастасия (Вторая категория), а Новикова Лиза (начальная школа) в августе 2015 года стала Лауреатом Международного конкурса, посвященного 70-летию Победы. Она награждена поездкой в Международный лагерь «Орленок».

В заключении следует сказать, что каждый год из школы уходят авторы, но с новым учебным годом работа продолжается, и больших успехов можно достичь только тогда, когда весь коллектив участвует в этой работе, а публикации ребят на таком высоком уровне дают им большой стимул в их дальнейшей деятельности, даже если она и не будет связана с литературой.

В 2013 году на Областном депутатском радиоканале «Слово» была записана серия радиопередач, посвященных 120-летию нашего города, с участием литературно одаренных учащихся нашей школы:

Чугаев Алексей и Бармина Алена с радиожурналистом

Еленой Александровной Волковой.

Литература

    Иванова, О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка / О.Л. Иванова. – СПб, Речь, 2009.

    Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общенаучных отношений». - М., 1991. - С.149-159.

    Мелик-Пашаев, А.А. Некоторые проблемы детской художественной одарённости / А.А. Мелик-Пашаев // Одарённый ребёнок. 2003. - № 5.

    Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.

    Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр «Академия», 1996. - 416 с.

МБОУ СОШ №7 (Новониколаевский кадетский корпус),

Доклад на заседании ШМО учителей ИЯ

«Результативность работы с одарёнными детьми».

Учитель: Классен Л.И.

В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. Не вызывает сомнений то, что одаренные дети требуют специальных условий обучения, а также и то, что их высокие познавательные возможности и потребности часто не реализуются в традиционной школе. Это необходимо учитывать каждому учителю и планировать свою работу с одаренными детьми так, чтобы обучение и воспитание одаренного ребенка стали способами развития гармоничной личности, а не “накачкой” его готовой информацией и знаниями.

Правильный акцент при работе с такими детьми может быть сделан только в том случае, если учителем разработана специальная программа, индивидуальная траектория развития такого ребенка, ведь многие одаренные дети, обладая нестандартным мышлением, не принимают консервативных методов и подходов к любому делу. Им необходимы индивидуальные занятия, специальные курсы и программы. Важными инструментами становятся программы тьюторского сопровождения образовательной деятельности и педагогические технологии развивающего обучения.

Цели и задачи, направленные на работу с одаренными детьми:

    коммуникативные и проектные методики с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

    деление учащихся на группы, это позволяет разнообразить формы взаимодействия педагога с учениками при работе в относительно маленьком коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей.

Актуальны индивидуальные занятия-консультации и внеклассная творческая и проектная деятельность по предмету.

Целесообразным представляется деление всего процесса обучения в школе на следующие учебно-методические этапы:

    1 этап - мотивационный (2-4 класс)

На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе ндивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных мероприятиях, в разнообразных творческих заданиях (изготовление открыток, приглашений и т.п.). При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип - учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.

    2 этап (5-7 класс) - творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности.

Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.

    3 этап (8-9 класс) - Вовлечение в исследовательскую деятельность.

На данном этапе происходит групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, необходимо отметить три основных момента, которые представляются очень важными.

    Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.

    Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя.

    Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.

Именно эти положения я учитываю, организовывая свою работу с учащимися, проявляющими способности и интерес к изучению моего предмета. Использую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению английского языка. Разработаны задания повышенного уровня сложности по страноведению, грамматике. Учащиеся привлекаются к разработке и проведению конкурсов, мероприятий в рамках недели иностранного языка. Даю домашние задания повышенного уровня сложности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам. Для поддержания интереса к предмету готовлю уроки – путешествия, уроки – конкурсы.

Программа работы с одаренными детьми

Цели:

Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования.

Задачи:

Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
Использование на уроке английского языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности по предмету;

Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по английскому языку.

Функции учителя английского языка

Выявление одарённых детей.

Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Предоставление необходимой информации классным руководителям.

Принципы работы с одарёнными детьми.

Принцип комфортности в любой деятельности.

Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

Возрастание роли внеурочной деятельности.

Принцип развивающего обучения.

Принцип добровольности.

План работы с одарёнными детьми на 2016 – 2017 учебный год.

Учитель: Классен Л.И.

Цель: уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей; усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по- своему . Задачи: - предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся; - удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация); - помощь одарённым детям в самораскрытии .

Мероприятия

Дата проведения

Составление базы одаренных детей.

сентябрь

школьный

Выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности.

сентябрь

школьный

Планирование и проведение школьной предметной олимпиады.

школьный

Участие в районных конкурсах.

районный

международный

Анализ результатов международной дистанционной олимпиады школьников.

школьный

Участие в международной дистанционной олимпиаде по английскому языку.

международный

Проведение игры « Поле чудес»

школьный

Проведение предметной недели.

школьный

Анализ работы с одарёнными детьми за год.

Целью построения системы выявления и развития творчески одаренных детей является предоставление им возможностей реализовывать отпущенный им природой повышенный потенциал учебных и творческих достижений. В условиях обучения не создается необходимая для развития творчески одаренного ребенка среда. Учитель адаптирует свои требования к возможностям среднего ученика выходящие за нижний предел зоны оптимального развития одаренного ученика. Для развития умственно одаренных детей необходимо расширение границ самостоятельности ребенка и поэлементное...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Способы, принципы и условия эффективности

работы с одаренными детьми

С.А. Хайруллина, директор школы № 139, канд. пед. наук

Для меня красивая школа – это школа, объединяющая людей с красивыми мыслями и поступками в единый педагогический коллектив и формирующая таких людей из своих учеников. Красота мыслей и поступков проявляется в разных сферах, но в соответствии с темой работы школы мы исследуем их проявления в творчестве, достижениях и стремлении наших учащихся к самосовершенствованию на основе самопознания. Для этого в школе создана трехэтапная система диагностики творчески одаренных детей и раскрытия их природного потенциала.

Целью построения системы выявления и развития творчески одаренных детей является предоставление им возможностей реализовывать отпущенный им природой повышенный потенциал учебных и творческих достижений. Именно на эту цель должны быть комплексно ориентированы все составляющие педагогического процесса – содержание, способы, средства, а также реализованные в конкретном перечне требований условия, соблюдение которых усилит развивающие и побуждающие функции системы.

Актуальность самой проблемы творчески одаренных детей не требует доказательства. А вот предлагаемые для раскрытия творческого потенциала ребенка способы, принципы и условия эффективности построения преемственных развивающих систем для работы с одаренными детьми на основе личностно–ориентированного подхода, опирающегося на диагностику и определение интеллектуального профиля ребенка, пока недостаточно исследованы и требуют особого внимания. Используемые сегодня практикой развивающие задачи, игры и головоломки разрознены, не объединены в единую многоступенчатую систему и не отвечают принципу целостности. В силу этого одни подструктуры личности творчески одаренных детей развиваются многими участниками образовательного процесса, а другие остаются в зачаточном состоянии, тем более что развивающая деятельность школ строится без диагностических подкреплений и идет вслепую. Дети с творческой одаренностью, стремящиеся найти свой путь решений и достижений, часто проигрывают «академистам», а отрицание их нестандартности и права на поисковые неудачи отучают их от творческого поведения, снижают мотивацию и тормозят развитие.

В условиях обучения не создается необходимая для развития творчески одаренного ребенка среда. Нет достойных партнеров для дискуссий и совместного поиска, условий для проявления самостоятельности и интеллекта. Учитель адаптирует свои требования к возможностям среднего ученика, выходящие за нижний предел зоны оптимального развития одаренного ученика.

Критерием оценки учащегося традиционно считаются высокие достижения по всей совокупности школьных предметов и способность справляться с задачами чуть выше средних, особенно на олимпиадах, что творчески одаренный ребенок проявляет далеко не всегда. Тем более, что на предметные олимпиады его просто не посылают.

Если мы имеем дело с одаренными детьми творческого типа, то нестандартность их мышления, поведения, реакций не позволяет подчинить образовательный процесс заранее проработанному учебному плану, которому обычно на уроке следует учитель. Содержание тем, над которыми работает ученик, может уходить за пределы материала учебника, а традиционные формы организации его учебной деятельности часто вообще оказываются неприемлемыми.

В отношении творчески одаренных детей исключена возможность использования только фронтальных форм обучения. Этот процесс требует сочетания в работе с ними индивидуальных и групповых форм, причем речь идет о работе в малых группах. Этим группы должны быть гибкими по составу и по структуре, характеру ролей и связей, учитывать индивидуальные особенности входящих в нее учеников и постоянно меняться в зависимости от поставленной перед группой задачи. Для решения одной задачи необходимо комплектовать группу из творцов, обладающих более или менее идентичными характеристиками, а для другой эти характеристики должны быть разными или даже противоположными.

Уникальность этих детей исключает возможность использования жестких схем планирования учебного занятия и требует от самого учителя незаурядных способностей к педагогическому творчеству. Для развития умственно одаренных детей необходимо расширение границ самостоятельности ребенка и поэлементное наращивание тех умственных структур, которые, интегрируясь, порождают качественно новое личностное образование – высокоразвитые умственные способности. В педагогической коррекции нуждается как содержание учебного материала, на базе которого должна строится как система обучения и развития творчески одаренных детей, так и формы методы работы с ними. Поэтому выбор нашей темы открывает широкое проблемное поле поисковой деятельности методического и организационного характера.

В конструировании системы поэтапного выявления системы творчески одаренных детей и раскрытия их природного потенциала мы исходим из двух основных позиций.

Система раскрытия творческого потенциала одаренного ребенка должна идти не путем простого суммирования единичных разрозненных разработок творчески работающих учителей, поскольку такая сумма разработок обычно объединена обобщенной целью, но не объединена общей идеей разностороннего и поэтапного развития. Она должна строится от цели деятельности к идее ее организации, от инновационной идеи к целевым индивидуальным заказам учителям – экспериментаторами привлеченным специалистам разработать именно те формы работы и развивающие материалы, которые решают основные задачи нашей инновационной деятельности. Гармоничность развития и максимальную реализацию природного потенциала ребенка обеспечит только построение многоступенчатой системы развития каждой составляющей творческого развития, в том числе ее мотивационных, а также формирование структур и личностных качеств, способствующих их проявлению.

Творческие способности как результат раскрытия природной одаренности ребенка представляют собой конгломерат составляющих, интегрированных в единое целое сложными и многообразными связями. Разные составляющие могут формироваться у ребенка на разном уровне и с разной степенью успешности в зависимости от его возраста, индивидуального потенциала (природной одаренности), качества применяемых к нему развивающих систем и качества окружающей ребенка формирующей среды. Упущение возможностей раннего развития каждой составляющей невосполнимо на последующих возрастных параллелях и снижает планку его будущих жизненных достижений. Поэтому индивидуально – групповые стратегии развития творческой одаренности могут строиться только на диагностической основе динамичного характера (система поэтапной фиксации результатов работы). Исходя из этих позиций, формировался замысел исследования, выбирались формы работы, содержание и методики диагностики.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11285. Некоторые проблемы и особенности работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях 9.12 KB
Для таких детей обучение должно быть особое индивидуальное направленное на развитие их потенциала оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности начиная с детского возраста. Для того чтобы эти проблемы продуктивно разрешались необходима профессиональноличностная готовность педагогов к работе по выявлению обучению и развитию одаренных детей. Рассматривая профессиональноличностную готовность педагогов следует выделить...
3395. Принципы и методы санитарно-просветительной работы с населением. Особенности работы с детьми и родителями, мед. работниками 18.69 KB
Подробно разбираются особенности санпросветработы с детьми различного возраста родителями медицинскими работниками и педагогами. Студенты знакомятся с основным материальным обеспечением проведения санпросветработы на примере оборудования и оснащения типовой и приспособленных комнатах гигиены и профилактики размноженных памяток и листовок и других средств наглядной и познавательной агитации. Дифференциация должна осуществляться и при проведении санпросветработы. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы...
18102. Социально-педагогические условия коррекционной работы с трудными детьми 126.19 KB
Педагогическая помощь ресоциализации тяжелых деток видется принципиальным курсом изучений в современной педагогике. Эти случаи формируют детки какие не управляются с требованиями програмки обучения и обучения не поддаются всеобщим правилам не реагируют на замечания зрелых различаются от остальных деток своими наименее развитыми интеллектуальными высоконравственными эмоционально-волевыми и динамическими свойствами отношением к деловитости и ее результатам. Недостатки в развитии данных деток как верховодило вызваны...
11201. Из опыта работы преподавателей КГУ с одаренными школьниками города Зеленодольска 6.46 KB
Начиная с 1993 года, Казанский университет начал активно сотрудничать со школами города Зеленодольска. С некоторыми перерывами это сотрудничество прошло через различные формы и ныне приобрело окончательную форму в виде Малого университета при филиале КГУ в г. Зеленодольске
19660. Технологии социальной работы с бездомными детьми 89.22 KB
Бездомность детей и подростков является злободневной социальной проблемой, которая актуализируется в последние годы в связи со сложными социально-экономическими преобразованиями. Бездомность детей является первым шагом к социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка.
17353. Манипулирование: его условия, этапы и принципы использования в прикладных областях 30.4 KB
Система манипулирования сознанием оказывает значительное воздействие, которое может привести к возникновению искаженного видения мира и, как следствие, к непредсказуемым действиям людей, что является угрозой для общественной безопасности и самосохранения общества в целом.
18821. Организация социальной работы с детьми-сиротами в учреждениях интернатного типа 60.38 KB
Проблемы детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Анализ опыта работы различных регионов РФ по постинтернатной адаптации детей-сирот. Социальный проект Чужих детей не бывает...
18203. Изучение эффективности практического применения сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста 99.61 KB
В последние годы как свидетельствуют специальные экспeриментальные исследования наиболее распространёнными явлениями у детей являются тревoжность и страхи И. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос оoзначении восприятия и переживания сказки для психичeского развития ребенка становления его как личности раскрытия творческого потенциала. Cвязано это с открытием новых возможностей работы со сказкой которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический фенoмен но и...
9423. Принципы и способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях ЧС техногенного характера 312.41 KB
Основной целью создания этой системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления и организаций их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защиты от них населения и территорий в мирное время. Задачи РСЧС В соответствии с Федеральным законом О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера основными задачами созданной системы...
14834. Способы работы и интерфейс CorelDraw 91.73 KB
Создание сохранение и открытие файлов также выполняется аналогичным для Windows способом. Для отображения палитры на экране выполните команду меню Окна – Цветовые палитры и выберите нужную палитру палитры. Кнопки листания страниц и Ярлыки листов служат для переключения страниц. Применяя кнопки ▲Collpse свернуть и ▼Expnd расширить можно свернуть окно оставив его на экране Пристыковываемые окна dockers могут быть использованы для выполнения широкого круга функций: от перемещения объектов и расположения их по слоям до показа...
В продолжение темы:
По именам

День учителя считается профессиональным праздником работников в сфере образования. В этот замечательный день ученики поздравляют своих учителей, дарят им цветы и конфеты,...

Новые статьи
/
Популярные